Антон Богданов: “Я благодарен судьбе, что у меня есть возможность принять участие в этом фестивале”

Антон Богданов: “Я благодарен судьбе, что у меня есть возможность принять участие в этом фестивале”

1 декабря 2022

30 ноября состоялся показ фильма “Нормальный только я”, в рамках общегородского фестиваля “Эстафета доброты”. Мероприятие проводилось библиотекой “Семеновская” МЦБС им. М. Ю. Лермонтова в Центре мультимедиа Русского музея. Режиссер картины, Антон Богданов, поделился с where.ru своими мыслями на тему инклюзии, и каким способом можно привлечь внимание к социально значимым мероприятиям.

— Антон, вы получили известность благодаря сериалу “Реальные пацаны”, потом работали над другими проектами в роли актера. Почему спустя столько лет решили вернуться к азам, к своему режиссерскому образованию и создать фильм?

— У меня есть мнение, что образование кинорежиссера должно быть вторым. Например, я заканчивал ВКСР (высшие курсы сценаристов и режиссеров — прим. ред.) у Павла Семеновича Лунгина, это моя вторая вышка. Я считаю, что режиссер должен накопить жизненный опыт. Ведь молодой парень, который поступает на режиссуру в 18 лет, а заканчивает ее в 23 года, возможно и сможет рассказать что-то этому миру через режиссуру, но я уверен, что это будет не так глубоко и не так честно. Мне кажется, я вернулся к азам, потому что созрел. Я накопил жизненный опыт: развелся, родил ребенка, снимался в фильмах, попадал в передряги, выкручивался из них, спасал друзей, а они спасали меня. К 36 годам я понял, что готов рассказать что-то миру, тогда и взялся за режиссерскую деятельность.

— Миру можно рассказать разные вещи, но у вас выбрана тяжелая тема — инклюзия. Как появились предпосылки к созданию такого материала? Благодаря вашему курированию инклюзивного лагеря “Новый город Дружный”? Либо это та тема, которая вас волнует каждый день?

— Это синтез. Конечно, все началась с того, что я стал курировать лагерь, сейчас я уже являюсь его амбассадором. И да, эта тема меня волнует, я часто общаюсь с ребятами из лагеря. Недавно ездил в Пермь, где мы принимали участие в большом кинофестивале “Лампа”, на котором ребята были волонтерами. А 4 декабря часть из них прилетит в Москву на большое мероприятие. Но если так подумать, то началась всё с того, что я пропитался им. Не могу сказать, что это сложная тема для фильма. Если мы вместо особенных ребят поставим на это место обычных, то у нас получится просто хулиганская комедия. Одна группа подростков столкнулась с другими, чтобы выяснить, кто же из них победит. Но только у нас в фильме они по итогу борются не друг с другом, а с чиновниками, над которыми, кстати, одерживают победу.

— Почему решили показать это через комедию, чтобы к ребятам не было жалости и сожаления?

— Да, вы правы, это первая причина, ребята не любят этого. Второй посыл уже мой — я уверен, что через призму юмора в России понимают лучше. В Советском Союзе сатира была очень острой: это и Зощенко, и Довлатов, и Ильф и Петров, и многие другие, они высмеивали проблемы. Я не люблю фильмы, когда у человека есть беда, а ее еще больше начинают утрировать. Это очень прямолинейный ход киношников. А третий момент заключается в том, что мы сами очень сильно испохабили все. Любой ребенок на коляске, который есть на афише, сразу же вызывает отторжение у обывателя, у конечного зрителя. Люди сразу же думают, что сейчас мы посмотрим фильм, будем плакать, там наверняка будут пьющие родители, брошенные дети. Надоело, честно!

— Это ведь еще происходит из-за того, что мы редко видим людей с ограниченными возможностями в повседневной жизни.

— Потому что они боятся сами, ведь про них только такие фильмы и есть. Про них думают, как о бедных людях, у которых все плохо. В этом и состоит проблема общества. Мы насмотрелись таких фильмов, и когда видим, например, человека в коляске на улице, то сразу же думаем, что его нужно пожалеть. А он может не хотеть этого. В фильме принимала участие прекрасная девочка, Ирочка, которая попала в аварию. Случилась автомобильная катастрофа, родители погибли, у нее переломан позвоночник, сейчас она в коляске. Никаких врожденных причин к этому не было. Как живет Ира сейчас? Она общается с друзьями, гуляет, радуется жизни. А если ребенка начать жалеть, то он будет закрываться и сидеть в месте, где этого не делают. Где такое можно найти? Дома или в специализированных местах, где есть такие же ребята. А вот Серега у нас, которые играл вожатого, собственным примером показывает, что нужно учиться в обычной школе, жить обычной жизнью. Он окончил институт, преподавал в школе, сейчас занимается стендапом в Comedy Club. Он яркий пример того, что если тебя закрывают дома, а ты закрываешься, то ничего не произойдет. Да, конечно, где-то над тобой могут посмеяться или обидеть, но такое может произойти и со мной, и с любым другим человеком. Это долгий разговор, который мы постарались вместить в один фильм.

— А как дети вели себя на площадке, закрывались?

— В фильме принимают участие преимущественно ребята из моего лагеря, в котором есть дисциплина и творчество. Я считаю, что две эти составляющие играют для них большую роль. За время пока они там, им нужно сконектиться и совместно создать концерт. Особые дети и обычные дети должны объединиться, если этого не произойдет, то и концерта не будет, а он должен быть, такое условие. А по поводу закрывались…нет, такого не было. С ними было даже проще, они не избалованные. Например, я снимал фильм “Иван Семёнов: Школьный переполох” и мне было тяжело. Подросток в кадре ведет себя хорошо, он молодец, но как только звучит “стоп”, то он сразу же бежит играть, пинать мяч. А когда камера опять включается, то он возвращается грязный или с порванной коленкой. Для них камера привычна, они её раньше уже видели. Наши же ребята каждый день смотрели, как работает оператор, даже если они не принимали участие в сцене. В фильме звучит хорошая фраза: “Это самое яркое приключение в их жизни”. Я уверен, что для особенных ребят так и есть. Они живут в Перми, ездят в лагерь, в их жизни не происходит каких-то “вау”-событий.

— Что для вас значит участие в фестивале “Эстафета доброты”, как вы видите здесь свой вклад?

— Я благодарен судьбе, что у меня есть возможность принять участие в этом фестивале. Сначала я расстраивался, что фильм взяли лишь в ограниченный прокат, нас показывали лишь в ста городах. Мы не заработали денег, не покрыли долги за картину. А сейчас я не расстраиваюсь, деньги где-нибудь найдем. Для меня важно то, что фильм получил такую огласку, у меня есть возможность приезжать на социально значимые фестивали, форумы, public talk. Мы принимали участие в московском фестивале “Кино без барьеров”, взяли приз зрительских симпатий, и это награждение не единичный случай. Это круто, что люди смогут прийти, посмотреть фильм, обсудить его. Такие островки, кружки света, такие мероприятия, как “Эстафета доброты” нужны людям. Здесь можно ответить для себя на какие-то вопросы и нести это в массы.

— Как на ваш взгляд можно расширить такие кружки света?

— Я думаю, что в эти круги света должны входить не только люди, которые говорят о проблеме особенных людей и их взаимодействии с обществом, с городом, а чтобы именно эти ребятам сюда попали. “Нормальный только я” — живой пример инклюзии. Я мог набрать актеров для фильма, но тогда это была бы филькина грамота. Мы говорим, что нужно обращать внимание на этих людей, но не взяли их в процесс. У нас не так, в этом и есть настоящая инклюзия. А когда мы будем привлекать в эти кружки света непосредственно главных героев, про которых идет обсуждение, тогда они пойдут в свое общество и расскажут о полученных впечатлениях. Пускай придёт 2—3 человека, но придёт, и я уверен, что на следующий год в несколько раз больше людей захочет посетить такое мероприятие.

— Какие у вас планы на 2023 год?

— У меня много планов. Вместе с кинокомпанией “Проспект Мира” мы выпустим в сентябре “Иван Семёнов: Большой поход”. Также мы подаёмся с двумя полнометражными взрослыми картинами в Минкульт, еще у нас есть сериал про шпионов. Но и это не всё… У нас созрела идея классного сериала про вселенную детей, там мальчик попадает в мир, где все ребята уже ведут себя, как взрослые и самостоятельные: отвечают сами за себя, работают. Так что, 2023 год обещает быть насыщенным!

Фотографии из личного архива Антона Богданова

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31