Арсений Мыцык: “Это бытовая, узнаваемая история, стильно оформленная, очень современная…”
На камерной сцене Театра на Васильевском состоялась премьера спектакля “Удар судьбы” по пьесе Алексея Житковского “Железный всадник”. Режиссер Арсений Мыцык поделился с where.ru тем, как создавалась постановка, подбирались артисты, и какая история будет рассказана зрителям. Ближайшие показы пройдут в театре 16 и 31 марта.
— Арсений, по образованию вы актер драматического театра и кино. Сейчас вы не только участвуете в постановках, но еще и ставите их. Как актерство помогает в режиссуре?
— Да, действительно, в дипломе у меня написано, что я являюсь актером драматического театра и кино, но дело в том, что я учился на актерско-режиссерском курсе, а это пять лет обучения, в отличии от актерского, где учатся четыре года. Главный педагог этого курса, Семен Яковлевич Спивак, в первую очередь является режиссёром, поэтому он всегда общался с нами режиссерским языком и учил нас подходить к творческому разбору именно с режиссерской точки зрения, а не с педагогической. Да и занимались мы по большей части все вместе: и актёры, и режиссёры. Слушали одни и те же лекции и замечания относительно наших работ. Так что тот, кому было интересно, что называется, “мотал на ус”. И тогда, и сейчас я убежден на сто процентов в том, что актер должен уметь в экстренном случае взять управление на себя и стать режиссёром своей роли. Повторю, что это касается экстренных случаев, а так режиссеру, конечно же, необходимо доверять, идти за ним и находить общий язык. Профессия помогает мне, как я думаю, понимать и принимать природу актеров, любить их и уважать их труд, а порой доверять их мнению, поскольку иногда бывает так, что им “изнутри” спектакль виднее, чем мне — со стороны.
— Даете ли вы артистам подсказки, как выполнили бы вы ту или иную задачу на их месте?
— Подсказки дают в тех случаях, когда знают правильный ответ, а так как создание спектакля — это очень тонкий процесс, всегда не от “головы”, а на ощупь, то и ответы на все вопросы должны искаться сообща. Тем более если выходить на сцену нужно не мне, а другому артисту, то и отталкиваться необходимо от его природы, а не от моей.
— 9 марта состоялась премьера спектакля “Удар судьбы”, эскиз которого был представлен на IV Театральном фестивале LOFT. Почему для фестиваля выбрали пьесу Алексея Житковского “Железный всадник”? И как появилась идея воплотить эту работу на сцене Театра на Васильевском?
— Выбор пал именно на эту историю, так как среди многообразия произведений современной драматургии, предложенных для режиссерской лаборатории, в этой пьесе мы нашли игровую ситуацию, что для меня является наиважнейшим фактором, и легкий современный язык, отличный юмор, возможность для режиссерского манёвра. А идея воплотить эту историю на сцене Театра на Васильевском, довести ее до конца, пришла руководству Театра, после просмотра эскиза на режиссерской лаборатории.
— Как подбирали артистов для спектакля, все-таки это ваши коллеги в других постановках, от чего отталкивались или может быть был кастинг?
— Думаю, слово “кастинг” к театру трудно применить. В случае с “Ударом…” для меня все было очевидно с первых страниц пьесы. Актеры, занятые в спектакле, мои большие друзья, я прекрасно знаю их человеческие и актерские качества, поэтому никаких сомнений в том, кто и какого персонажа может сыграть у меня не возникло ни на секунду.
— Арсений, о чем получился ваш спектакль?
— Уверен, что каждый зритель сделает свои выводы и что-то поймёт для себя и без моих подсказок.
— Есть ли что-то, что добавляет атмосферы материалу: специальные костюмы или современная музыка?
— Это бытовая, узнаваемая история, стильно оформленная, очень современная, но сделанная с реверансом в сторону классического театра, с единством места, времени и действия, разыгрываемая очень талантливыми актерами, которые своим существованием на площадке, собственно, и создают “музыку”, то есть атмосферу спектакля.
— Спектакль сохраняет характерную для пьесы притчевость. Обычно в притче есть нравственное поучение, а у вас оно будет?
— Обязательно, потому что спектакль, не несущий в себе никакой морали — пуст и бессмысленнен.
— Как вам кажется, с какими мыслями могут уйти зрители после просмотра? На какие размышления вы хотите натолкнуть их?
— Мы будем рады самому факту столкновения зрителя со своими размышлениями. Это то, ради чего мы и занимаемся этой профессией. А то какие это будут мысли, уже зависит непосредственно от каждого зрителя. Наша задача — дать пищу для размышления.
— Расскажите, в этом сезоне у вас будут еще премьеры?
— До конца этого сезона осталось всего четыре месяца. Это не так много, как кажется. Так что все премьеры будут уже в следующем сезоне.
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра на Васильевском