Девять выставок как девять жизней
Дмитрий Булин. Сотворение Адама. Из серии “Венера 2.0”. 2018. Для рекламной кампании универмага “Цветной”. Предоставлено автором

Девять выставок как девять жизней

7 июня 2022
Где:
Мультимедиа Арт Музей. Москва, Остоженка, 16
Когда:
7 июня 2022 - 31 июля 2022

Что такое “Фотобиеннале-2022”? Это девять мощных выставок в Мультимедиа Арт Музее. Для погружения в фотомиры понадобится целый день.

Елена Остожьева

Не знаете, с чего начать? Начните с трёх экспозиций, посвящённых жизни музея за четверть века: “МАММ25”, “#МАММлюди” и “Памяти Светланы Рословой”.

Первая международная “Фотобиеннале” состоялась в Москве весной 1996 года, а осенью того же года был открыт первый российский музей фотографии и современного искусства — Московский Дом фотографии/МАММ. Его создатели придумали музей нового типа — живой, непрерывно развивающийся и бережно работающий со своими зрителями. За 25 лет МАММ провёл более 2,5 тысяч выставок, став одним из самых посещаемых музеев страны. При этом около 80% посетителей — молодые люди в возрасте от 17 до 35 лет. С кратким конспектом главных проектов музея за всё время его существования знакомит выставка “МАММ25”. Посетители увидят фотографии экспозиций, показанных в музее, и художников, которых МАММ приглашал в Москву. Также выставлены издания, плакаты, пригласительные билеты, программы и другие артефакты, которые помогут прогрузиться историю музея, жившего и живущего в бешеном темпо-ритме нашего времени.

На экспозиции “#МАММлюди” собраны фотографии посетителей, опубликованные в их социальных сетях и присланные в социальные сети музея. Дополняют любительские снимки работы студентов Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В этом году у структурного подразделения МАММ тоже юбилей — ей исполняется 15 лет.

Выставка “Памяти Светланы Рословой” посвящена смотрительнице Светлане Рословой, почти восемь лет работавшей в МАММ. Она следила за сохранностью экспонатов и много общалась с посетителями, которых снимала для своего невероятно популярного блога “Выставочные люди”. Эпидемия Covid-19 унесла жизнь этого очень хорошего и талантливого человека, а её фотографии остались как память о жизни МАММ и зрителях.

Codex Rescriptus — первая персональная выставка молодого российского фотографа Дмитрия Булина, победителя грантовой программы Фонда Still Art 2021 года. Тонкое мастерство и особый авторский подход помогают Дмитрию переосмысливать классические образы и органично соединять их с современностью. Латинское название Codex Rescriptus отсылает к греческому слову “палимпсест” (рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении). В Средневековье существовала практика писать новые изображения поверх старых росписей и икон.

В трёх сериях, представленных на выставке, Дмитрий Булин выстраивает диалог с произведениями Северного Возрождения, Итальянского Возрождения и кинофильмами первой трети XX века.

В “Мире вверх тормашками!” фотограф предлагает современное прочтение старинных фламандских пословиц, виртуозно используя композиционные приемы Питера Брейгеля Старшего. Булин очень точно подбирает моделей и уникальные костюмы. Большая часть одежды и аксессуаров взята из винтажных коллекций современных модельеров.

Серия “Венера 2.0” предлагает современную интерпретацию картин “Весна” и “Рождение Венеры” Сандро Боттичелли, “Тайной вечери” Леонардо да Винчи, “Сотворения Адама” Микеланджело, “Портрета мужчины в красном тюрбане” и “Портрета четы Арнольфини” Яна Ван Эйка.

В серии “Красота за 5 долларов” художник пытается разобраться в том, как извечное желание человека соответствовать определенным эталонам красоты, реализуется в эпоху индустрии 4.0. Дмитрий Булин обращается к кинематографу первой трети ХХ века, который заложил основы превращения актёров в идолов и иконы стиля.

Валерий Юрлов — яркий представитель неоавангарда второй половины XX века, пионер послевоенной абстракции и создатель уникальной изобразительной системы, которую он последовательно развивает на протяжении всей жизни. На выставке “Было — стало” представлены живопись, графика, объекты и фотографии художника, созданные с 1960-х по 2010-е годы. Компанию им составляют работы последних лет, которые выставлены впервые. “Было — стало” — пластическая формула и универсальная метафора единства противоположных начал, составляющих основу мироздания. Надкушенное яблоко, разбитая бутылка, стакан или, наконец, чистая геометрическая форма в композициях Юрлова получают статус знака-символа. Различные состояния объекта, представленные художником одновременно, репрезентируют единство гармонии и хаоса, добра и зла, жизни и смерти.

Один из главных сюрпризов “Фотобиеннале-2022” — первая российская выставка одного из самых известных итальянских современных фотографов Габриэле Галимберти. Его концептуальные серии жёстко срежиссированы и мастерски сняты. Детали и детальки каждой фотографии можно и нужно внимательно рассматривать.

Серия “Домашняя аптека” на примере содержимого домашних аптечек демонстрирует колоссальный разрыв в возможностях заботиться о здоровье у представителей разных стран и разных социальных классов. Она также выявляет уровень тревоги, свойственный разным людям. Одни готовы бесконечно запасаться лекарствами “на всякий случай”, другие — принципиально обходятся без таблеток.

Проект “Мой личный динозавр” посвящён новому тренду среди состоятельных людей — украшать гигантскими скелетами ископаемых животных гостиные в замках Луары, особняках в Пекине или ранчо на американском Среднем Западе. Сегодня цена хорошо сохранившегося скелета динозавра может достигать миллионов евро. Работа палеонтологов, инженеров, художников и дизайнеров, которые “доводят” кости до “товарного вида”, породила целую индустрию. Габриэле Галимберти задокументировал все стадии процесса: начиная от раскопок и реставрации костей в Монтане и Южной Дакоте до реконструкции скелета динозавра в итальянском ангаре и аукциона в Париже. 

В экспозицию классика современной российской фотографии Игоря Мухина включены три серии: “Москва”, “Париж” и “Вена”. Три знаменитых мегаполиса на рубеже веков и тысячелетий он снял на одном дыхании, избежав очевидного соблазна — фокусировки на узнаваемых архитектурных символах столиц. Мухина интересовали люди, чаще всего молодые, часто влюбленные. Любовь объединяет, именно она лежит в основе развития, она — главный фундамент будущего.

“Сказка о потерянном времени” приурочена к 75-летию классика российской фотографии и главного летописца московского и ленинградского андеграунда 1980-х — 1990-х годов Сергея Борисова. Его фотоязык уникален и легко узнаваем. Драйв, жёсткие и парадоксальные композиции постановочных кадров уже в начале 1980-х годов превратили фотографа в непререкаемый авторитет, особенно в художественной среде. Актёры, художники и музыканты мечтали сниматься у Борисова. А Борисов безошибочно выбирал своими героями тех, кто лучше всего выразил это время перемен, — людей контркультуры, культуры андеграунда и новой культуры перестройки. Сергей Борисов, безусловно, придумывал композиции, но при этом позволял героям привносить в эти фотографии ту уникальную пластику и творческую свободу, которая была им присуща.

Выставка “Ближе луны только звёзды” представляет творчество одного из самых известных современных российских художников, романтичного и ироничного писателя и поэта Леонида Тишкова. Главный герой экспозиции — продолжающийся уже почти двадцать лет проект “Частная луна”. Поэтичный, посвящённый Рене Магритту световой объект “Частная луна” с 2003 года непрерывно путешествует по миру. Он побывал почти во всех частях света — от Арктики до Новой Зеландии. Фотографы разных стран снимали перформансы-инсталляции Тишкова в Москве и Берлине, Франкфурте и Красноярске, Лондоне и Париже… Каждую фотографию с луной-путешественницей сопровождает поэтический текст автора, читать который — отдельное удовольствие:

Как лунный единорог

Под одеялом она

Еще ярче сияет

Фотографии предоставлены PR-службой Мультимедиа Арт Музея

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31