Дмитрий Каляка: “Все-таки опера — это про жизнь…”
Фото из личного архива Дмитрия Каляки

Дмитрий Каляка: “Все-таки опера — это про жизнь…”

22 сентября 2022

В театре “Зазеркалье” состоится премьера оперы “Пиковая дама” П. И. Чайковского по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина. Дмитрий Каляка, исполняющий партию Германа, рассказал о своем творческом пути, о работе над постановкой и о целях на новый сезон.

— Дмитрий, вы раньше были врачом, потом решили связать свою жизнь с оперой, брали частные уроки по вокалу, съездили на фестиваль в Германию, после этого вернулись в Питер и решили попробовать свои силы в театре “Зазеркалье”, почему выбор пал именно на это учреждение?

— На самом деле все очень прозаично. Я понимал, что у меня есть голос, но не знал, что с ним делать, куда его применить. Я стал посещать педагогов, мастер-классы, встречи с музыкантами, оперные спектакли… Меня эта история все больше увлекала, и я понял для себя, что хочу заниматься пением только в аспекте оперы и оперных спектаклей. Я хотел не просто петь, а именно стать оперным артистом и работать на спектаклях, отождествлять себя с героями из популярных произведений. Это стало для меня своеобразной задачей. Как-то раз я увидел, что в театре “Зазеркалье” ставится опера “Кармен”, мне было интересно прийти сюда просто прослушаться. И так получилось, что во мне что-то увидели, что-то заинтересовало, и мне предложили здесь остаться, чтобы начать работу над премьерой этой постановки. Тогда у меня началась совершенно новая работа, я стал узнавать, что такое сцена, как на ней двигаться, чувствовать, как работать с живым оркестром. Через полгода после того, как я пришел в театр, мы выпустили нашу работу. И потом все дальше и пошло. Несмотря на всё обилие музыкальных площадок, коллективов… “Зазеркалье” хорош тем, что здесь любят работать с новым материалом и не боятся в него вложить силы, энергию.

Фото из личного архива Дмитрия Каляки

— Можете выделить для себя самую значимую роль?

— Очень сложно что-то выделить, может быть это сейчас прозвучит слишком громко и банально, но каждая роль, это как твой ребенок, в которого ты вкладываешь много времени и сил. И потом, роль ведь никуда не уходит, мы сделали премьеру, она прошла, но роль остается. Ты поешь ее с какой-то периодичностью, ты постоянно обдумываешь ее, ищешь новые краски, ты воспитываешь этого героя, стараешься делать его всегда актуальным. Мои герои страстные, темпераментные, ревнивые, с таким большим гипертрофированным эффектом, поэтому они никогда не отпускают. “Кармен” — моя первая работа, сейчас у нас пройдет премьера “Пиковой дамы”, и этот герой тоже стал уже моим любимым.

— А сколько длилась работа над “Пиковой дамой”?

— Обычно работа происходит таким образом, что берется какой-то материал, и потихоньку, в спокойном режиме, на протяжении где-то полугода он готовится музыкально. Мы начали в конце зимы работать с дирижером, встречи в классе, шлифовка материала. К окончанию прошлого сезона у нас была готова черновая концепция. Мы потратили меньше года, хотя по нынешним временам, это считается очень быстро. В силу того, что мы слаженный коллектив и у нас хорошие взаимоотношения, и мы на одной волне с нашим творческим руководством, то у нас не было концептуальных разногласий.

© Театр “Зазеркалье”

— Что испытываете перед премьерой? Волнение? Предвкушение?

— Если честно, то я хочу, чтобы это поскорее свершилось. Конечно, у нас сейчас идет предпремьерный интенсив, много репетиций, пения. А когда ты поешь часто, много, пусть и прекрасную музыку, то хочется ее отодвинуть хотя бы на время. У нас уже было много сценических репетиций, можно сказать, что прошел полноценный спектакль, только зрителей нет. Я не думаю, что сейчас у меня внутри есть волнение, переживание. Но безусловно, когда есть значимость события, то ты ждешь его. С одной стороны — тревожно, а с другой — ты понимаешь, что это может быть одно из самых важных событий в твоей жизни.

— Как у вас в постановке будет представлена мистика и зеркальность?

— Режиссер видит спектакль, как произведение целиком. Это и профессионализм, и талант одновременно, который может объять все сценическое пространство. Режиссер видит, что каждый персонаж будет значить, и как это будет выглядеть со стороны. На сцене у нас соответствующие декорации, мы как будто бы создаем стеклянный проход в глубь сцены. Приглушенный свет будет играть свою роль во всем этом. Стекла будут выглядеть, как стекла прошлого времени. Будет ощущение образов, теней прошлого, это очень интересно. Мистицизм, который в опере есть, он вполне себе реалистичный. Тут не будет ничего сказочного, волшебного. Все будет вполне прозаично: безумие героя, сцена прихода призрака графини. Будет показываться то, что происходит в голове главного действующего лица, никаких переборов здесь не будет, чтобы все соответствовало музыке. Все это заставляет зрителя мыслить в определенной парадигме, он начнет видеть идею спектакля. Мы будем в исторических костюмах эпохи 30-х годов XIX века. Конечно, у нас немного добавлено стилизации, авторской интерпретации для яркости, но без притягивания за уши. Делать спектакль в Петербурге о Петербурге нужно с учетом того, как все это происходило на самом деле. Дополнением к происходящему станет большой экран, на который мы спроецируем различные изображения.

— “Пиковая дама” уже ставилась в других оперных залах, чем ваша будет от них отличаться?

— Пространство нашей сцены в этот раз небольшое, с одной стороны — это усложняет работу, с другой — помогает открыть новые грани в этом полотне. Опера большая, ее чистого времени почти 3 часа, там много действующих лиц, музыки. Наши зрители смогут увидеть за этой музыкой персонажей очеловеченных, не отстраненных, их мятущиеся характеры, души, переплетения судьбы… На такой сцене, как у нас, всю историю можно не только додумать, но и увидеть. У нас все разложено на молекулы, в каждом герое видно настоящего человека, одного из нас. И в этом есть большая заслуга и работа нашего режиссера, Александра Васильевича Петрова.

— Могут ли прийти на ваши спектакли неподготовленные зрители? Будет ли им понятно то, о чем поют?

— Конечно, у нас музыка и действия соединены воедино. У нас есть спектакли на языке оригинала, которые сопровождаются субтитрами. Зачастую люди говорят, что они на них не смотрят, потому что понимают и так, что происходит. По сути, ты не замечаешь, что находишься в оперном театре. Когда я сам прихожу на спектакль, как зритель и вижу, что люди селфятся, разглядывают помещение, но не смотрят на сцену, то я понимаю, что здесь видимо есть недоработанные моменты. Все-таки опера — это про жизнь… не всегда может быть простым языком, но она про нас с вами, здесь всё есть.

Фото из личного архива Дмитрия Каляки

— Дмитрий, какие себе цели ставите на новый сезон? Может быть хотите перейти в Мариинский театр?

— Для меня важно хорошо делать свое дело. Я получаю удовлетворение от того, что качественно делаю свою работу. Как говорил один из моих педагогов: “Наше дело телячье — хорошо петь”. Для меня важно хорошо петь, а где это будет происходить… не так важно. Та работа, которую я делаю здесь — это большие масштабные партии, они затратные, но дают огромное удовлетворение в самореализации. Наверное, я бы не променял это на то, чтобы работать в каком-то более большом и раскрученном учреждении. Если бы мне давали не такие масштабные партии, как есть у меня сейчас, то, наверное, я бы не был счастлив от того, что я делаю. А что касается планов на новый сезон, то мне бы хотелось показать себя и в других постановках, партий, благо, огромное множество. Русской музыки у меня не так много в репертуаре, например, таких опусов, как “Пиковая дама”. Сейчас почему-то русская музыка отходит на второй план, видно в силу своей сложности. Гораздо проще итальянская, она как-то легче, а русская… про нашу жизнь со всеми сложностями, страданиями. Но мне хочется ее исполнять, потому что это близко по духу, это твое, родное. Надеюсь, что удастся еще что-то сделать из Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, но опять же хочется, чтобы эта была большая работа. Как и любому артисту мне хочется достичь новых творческих вершин.

Календарь событий

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1