Илья Архипов: “Никто не застрахован влюбиться”
Фото © Надежда Гайнова

Илья Архипов: “Никто не застрахован влюбиться”

21 ноября 2023
Когда:
21 ноября 2023, 22 ноября 2023, 30 декабря 2023, 20 января 2024, 31 января 2024
Возраст:
12+

21 и 22 ноября на малой сцене Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева пройдет премьера спектакля “Медведь” по комедии классика русской и мировой драматургии Антона Павловича Чехова. Мы поговорили с режиссером постановки Ильей Архиповым про то, как проходит работа над материалом, почему действие происходит в жанре черно-белого водевиля, чего ждать зрителям на спектакле, и почему история, которую рассказывают герои будет понятна абсолютно всем. Спойлер — потому что каждый из нас знаком с чувством влюбленности.

— Илья, вы ставите для многих театров, а как началось ваше сотрудничество с Театром юных зрителей им. А. А. Брянцева?

— У театра была необходимость создать спектакль на малой сцене. Ко мне обратилась Светлана Васильевна (руководитель театра — прим. редакции) с предложением сделать необычную постановку. Ей очень хотелось, чтобы в репертуаре театра появился водевиль по чеховской пьесе. Музыку к постановке написал Андрей Алексеев (главный дирижер и музыкальный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии— прим. редакции) вместе с либреттистом Кириллом Шмаковым. Они подготовили легкую музыкальную историю и ТЮЗ взял ее себе на вооружение. Как мне сказала Светлана Васильевна, меня и команду уже хотели пригласить несколько раз для сотрудничества. И так получилось, что для нашего первого проекта нашлась небольшая история, отвечающая потребностям театра.

— Как происходила работа с артистами, как проходил отбор на роли?

— Работа еще идет, ведь премьера будет только в конце ноября. А подбор артистов произошел сам собой, я бы сказал, что это получилось органично. Надо отдать должное, Светлана Васильевна, знает свою труппу очень хорошо. Она предложила мне в союзники трех замечательных артистов: Дмитрия Ткаченко, Екатерину Бездель и Владимира Чернышова. Водевиль предполагает, что нужно будет петь и танцевать, а эти артисты справляются с данной задачей хорошо. Светлана Васильевна попала в точку с выбором артистов. Я нахожусь в абсолютном кайфе, работая с ребятами. Им идеально подходит эта история и герои.

Мы придумали, оттолкнувшись от классической чеховской истории и музыки, которую написали Андрей и Кирилл, что действие будет происходить в жанре черно-белого кино, которое начало появляться в России после ухода Чехова из жизни. Мы пришли к эстетике нарисованных персонажей, нарисованных страстей, резкой смены настроения, кажется, что у героев страсти взялись из ниоткуда... И мы хотим разгадать, почему Попова выбирает Смирнова.

Это абсолютно монохромная история, где достаточно минималистичное оформление, которое не отвлекает от того, что происходит между персонажами. На них сложный грим, который подчеркивает внутренние переживания, которые при этом становятся еще ярче. Черно-белое кино будет союзником чеховской истории.

Работая с текстом, мы нашли очень много аллюзий на его цитирование в кино. “Медведь” — знаменитая пьеса, которая больше, чем за столетнюю историю, столько раз была поставлена. Но в стиле черно-белого кино, это будет впервые.

— Было и много зарубежных экранизаций, как думаете, передают они русскую душу?

— Я думаю, что дело тут не в русской душе. Здесь речь идет об интернациональности этой истории. Не секрет, что Театр юного зрителя ведет очень активную гастрольную деятельность и по России, и по СНГ, и по зарубежью. Этот спектакль идеально отвечает потребности театра в истории, в которой все понятно. Мужчина и женщина. Вечная история о любви. Дело не о передачи русской души, не всегда и русский понимает, что такое русская душа. Мы часто подменяем понятие о русской душе тем, что просто не можем объяснить, почему мы себя так повели.

Персонажи вышли очень хрестоматийными, и в нашей версии получилась как будто бы история, где есть Адам, и Ева, и Лука, как змей искуситель. Есть какая-то третья сила, которая не является сторонним наблюдателем, она полноценный участник словесно-умственной дуэли. Там много юмора, есть определенная трагедия у каждого из героев. И самое удивительное, что Попова и Смирнов, казалось бы, простые русские… Мужчина и женщина… У каждого есть своя боль, которая связана с истинным чувством проявления любви.

— На спектакле стоит цензор 12+. Как думаете, что подростков может привлечь в постановке? Чувство влюбленности?

— Знаете, приведу цитату из “Мастера и Маргариты”: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!”. Вот эта молниеносность чувства, это то, о чем хотел сказать Чехов. Мне кажется, что для молодого зрителя важно будет отметить то, что никто не застрахован от влюбленности. Также и влюбленность в театр происходит. Бывает, что так тебя заденет за живое, что ты уже без это и жить не можешь. Также и у наших героев, между ними проскочила какая-то молния, какая-то схожесть.

— Будет какое-то нравоучение для юных зрителей?

— Самое главное в репетициях этого спектакля для меня не делать из этого тотальный классический русский театр, с интонациями, с растяжками, хотя материал способствует этому. Хочется поиграть в глубоко художественный театр. Персонажи, которые на сцене, очень реальны, понятны, имеют жизненный опыт и психологические расстройства, травмы. Например, у главной героини, как будто бы биполярное расстройство. Она вечно говорит, что похоронила себя вместе с мужем. Но на самом деле, вести себя так экспрессивно, с такой жаждой жизни и жаждой страсти, может только живой человек. Поэтому, для меня все эти страсти нарисованы, от этого и рождается существование артистов. Это не должно быть нравоучением и не несет такой смысловой нагрузки. Это про неизбежность и беззащитность перед влюбленностью. Никто не застрахован влюбиться.

— На ваш взгляд, сейчас молодое поколение заинтересовано театром?

— Что хорошо в ТЮЗе? Что там есть репертуар для разных людей: совсем юных, среднего поколения и взрослых. Те, кто однажды пришел в ТЮЗ, влюбился в него. И он стал для них, условно, одним театром на всю жизнь. Но, конечно, всегда есть момент, когда молодые люди становятся студентами, им сложно найти время на театр, у них совершенно другие интересы. Но спустя определенный отрезок времени они возвращаются.

Мне кажется, что был определенный период в жизни театра, в котором упустили целое поколение, изъяв детский репертуар. В какой-то момент мы не вырастили себе публики. Потом все вдруг вспомнили, что не так много времени уделяется детским постановкам. В этом плане, ТЮЗ был единственным целебным местом. Всю публику мы получили благодаря тому, что в Театре юных зрителей была очень насыщенная репертуарная афиша, впрочем, как и сейчас. Как говорил Товстоногов: “Зритель голосует ногами”. Хочется, чтобы зритель сам выбирал спектакль, на который хочет пойти, повторял походы на него. Наш “Медведь” — попытка рассказать зрителям разных возрастов, что наши русские писатели являются целым пластом мировой культуры. В этом плане, Чехов со своими сюжетами, героями, буквально, кладезь. Зрители будут понимать, что Антон Павлович дал большое количество тем для размышлений и для будущих поколений, и для театральных режиссеров, и для кинорежиссеров, и в целом, для большого количества художников и творцов, и не только России.

— Илья, какие ваши премьерные постановки можно будет еще в скором времени увидеть?

— Команда очень много сейчас работает не только в Санкт-Петербурге. Мы ставим постановки в региональных театрах, очень любим это делать. В магнитогорском театре мы выиграли грант и поставим там спектакль “Каштанка” тоже по Чехову. Потом возвращаемся в Санкт-Петербург, выпускаем большой и интересный проект “Граф Калиостро”. А следом представляем в Санкт-Петербургском государственном Музыкальном театре имени Ф. И. Шаляпина спектакль под названием “Вымыслы” по сказкам Пушкина. Этот материал будет приурочен к юбилею писателя и поэта. Такие наши планы на этот сезон. Конечно, есть еще репертуарные спектакли, которые я поддерживаю. И могу сказать, что на следующий сезон уже есть понимание, что будем делать. Многие спектакли будут поставлены в Петербурге, что приятно.

Фотографии предоставлены пресс-службой Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5