“Межвидовое” сотрудничество художников и учёных
На выставке научно-технологического искусства “Оптомицелий” можно прогуляться по призрачному лесу из исчезнувших растений, попасть в морскую временную петлю, услышать, как звучит звёздный свет, и “подключить” “Лесной Интернет”.
В пространстве AIR маститые и начинающие медиахудожники представили свои art & science проекты, вдохновленные научными разработками ИТМО. Инсталляции создавались совместно с научными подразделениями университета, ведущими исследования в самых разных областях — от фотоники и компьютерных технологий до инфохимии.
Название экспозиции сложилось из двух понятий — “оптика” и “мицелий”. С одной стороны, оно отражает технологическую природу вуза, а с другой — устройство исследовательского университета, образной метафорой которого выступает грибница.
Куратор выставки Евгений Хлопотов © Дмитрий Григорьев, ITMO.NEWS
“‘Оптомицелий’ наглядно иллюстрирует принципы ‘межвидового’ сотрудничества, — комментирует куратор проекта Евгений Хлопотов. — Цель проекта — формирование новой платформы для коллаборации художников и ученых: после завершения выставки ее работа будет поддерживаться и развиваться, открывая новое измерение для жизни, роста и творческих мутаций проектов на стыке искусства, науки и технологий.”
Призрачный лес
Автор: Ольга Киселева
Художник, профессор Университета Сорбонна, директор Международного Института Искусства и Науки. В своих работах использует научные и технологические инновации, создавая крупномасштабные художественные инсталляции и интерактивные выставки.
Инсталляция, посвященная восстановлению исчезнувших растений, соединяет древний и современный мир, транслируя информацию из прошлого в будущее и из будущего в настоящее.
Ольга Киселева в сотрудничестве с Эллен Соловей и Лилией Чак “вырастила” “Призрачный лес” из семян, найденных археологами в крепости Масада, видео возрождённых древних растений и капельки золота. Спустя 1500 лет биолог, доктор Эллен Соловей помогла вырастить из древних семян уникальную пальму, которую назвали “Мафусаил”.
Для художницы возможность воссоздать древний пейзаж — способ возместить ущерб, нанесённый природе человечеством. Инсталляция наполнена образами возможного будущего, в котором люди прогуливаются среди “воскрёшенных” деревьев, слушают пение птиц и вдыхают аромат утраченных и возвращённых фиников.
J2000.0
Автор: ::vtol::
Художник и исследователь. Работает на пересечении искусства, науки и технологий, создавая роботизированные инсталляции, гибридные и интерактивные проекты.
Название проекта совпадает с названием текущей эпохи в астрономии и конкретной датой (1 января 2000 года). Стандартная эпоха — это определённый момент времени, когда были точно определены астрономические координаты и орбиты, которые помогают вычислять положение астрономических объектов в будущем.
Объект J2000.0 моделирует движение звёзд в двух семикратных кластерных звёздных системах: Ню Скорпиона и AR Кассиопеи. Две группы вращающихся с разной скоростью дисков соответствуют количеству звезд в этих системах. Диски меняют скорость в соответствии с математической моделью, основанной на теоретических расчетах гравитационных взаимодействий в звёздных системах.
Вращение дисков создает фазовое взаимовлияние, периодически прерывающее поток света от оптико-волоконного кабеля и светодиода. Единая матрица суммирует это мерцание, преобразуя световые импульсы в электрические сигналы, которые формируют бесконечный звуковой ряд.
Полученное звучание –– результат инженерных поисков и одновременно поэтическое повествование о далеких космических мирах, недостижимых для человека, но материализованных в форме спектральной звуковой симфонии.
Digitoscope ITMO
Автор: Борис Шершенков
Медиахудожник. Занимается проектами в области экспериментального звука, археологии медиа и сайнс-арта. Защитил кандидатскую диссертацию по применению ультразвука в промышленной биотехнологии.
Digitoscope ITMO предназначен для оптического анализа образца цифрового “первичного бульона” — капли из информационного океана сети Интернет. Устройство помогает увидеть то, как формируются потоки данных и возникают цифровые реакции, приводящие к самоорганизации данных в informacules (предшественники виртуальных пост-биологических форм жизни).
Digitoscope ITMO анализирует Scopus и переводит данные о публикационной активности университета в двумерные визуальные структуры, которые заимствуют логику развития эволюционных клеточных автоматов. Визуализация выявляет роль ИТМО в информационной экосистеме современной науки, а последовательное преобразование полученных визуальных структур в акустические поля даёт возможность услышать недоступные для зрительного восприятия закономерности развития и движения в академическом поле.
16.22.CO2. 2020
Автор: Анастасия Лукута
Междисциплинарная художница. Исследует тему общения и такие понятия, как: память, данные, идентичность, время. Работает на стыке науки и искусства. Художественные интересы включают изучение роли языка в коммуникативных процессах, а также анализ возможности невербального общения.
Проект привлекает внимание к альтернативным, нечеловеческим системам коммуникации, опровергая общепринятое представление о том, что развитые коммуникативные системы существуют только у людей.
В природе существует множество комплексных методов взаимодействия различных подвидов, которые выполняют жизненно важные функции и обеспечивают здоровье экосистемы. Один из подобных примеров — межвидовая коммуникация обитателей леса, в основе которой лежит работа грибного организма — мицелия. В естественной среде обитания мицелий выступает своеобразным “интернетом леса”: он является посредником передачи данных между растениями.
Гибридная инсталляция 16.22.CO2. 2020 служит интерфейсом биохимической коммуникации, основанным на процессе обмена CO2 (углекислого газа) между человеком и мицелием. В этом проекте художница размышляет над тем, изменится ли наш мир, если мы найдем ключ к пониманию нечеловеческой коммуникации? Сможем ли принимать более устойчивые решения, учитывая экологические и этические аспекты межвидового сосуществования?
Мама, смотри, дельфины!
Автор: Галина Алферова
Интердисциплинарный художник, психолог, исследователь вопросов экологии и устойчивого развития в искусстве. В своих проектах обращается к скрытым взаимосвязям и межвидовому взаимодействию.
Море для Галины Алферовой — объект мечтания, поэтическая привязанность, а также способ коммуникации с собой и Вселенной с огромным набором ассоциаций и образов. Море кажется неотъемлемой частью земного существования. Но как изменится человеческая жизнь, если однажды море трансформируется или исчезнет? Ведь уже сегодня всё отчётливее вырисовываются мрачные сценарии будущего: изменение климата, огромное количество пластикового (и не только пластикового) мусора, загрязняющего океан и ведущего к гибели морских обитателей.
Инсталляция — ностальгическая зарисовка из 2070 года. Что, если море станет настолько грязным, что придётся забыть об отдыхе на побережье? Будем ли мы с нетерпением ждать встречи с морем? Сможем ли лет через 50 услышать: “Мама, смотри, дельфины!”? Или море, каким мы его знаем сегодня, останется лишь в наших воспоминаниях?
/root_cave
Автор: Ильдар Якубов
Художник, куратор, преподаватель в области новых медиа. Создает произведения для крупнейших фестивалей и выставок, таких как CTM и Ars Electronica, Московская Биеннале. Выступал программным директором нескольких школ цифрового искусства.
Иммерсивная инсталляция приглашает в аудиовизуальное путешествие сквозь историю Университета ИТМО от советских времён до наших дней. Основа виртуального пространства — данные, отражающие трансформацию структуры Университета и ключевые этапы его существования. В открытых источниках студенты и сотрудники ИТМО собрали цифровые следы научной жизни университета, а художник проанализировал их, чтобы выявить наиболее значительные события. Ключевые фразы, прошедшие сквозь различные комбинации алгоритмов машинного обучения, визуально наполняют пространство. Погружение в исторические процессы дополняет звуковое сопровождение. Оно создается в реальном времени при помощи модульного синтезатора VCV Rack.
Киберриза
Автор: Григорий Киргизов
Художник, куратор, программист. Основной вектор работы — создание сценариев, алгоритмов и пространств, расположенных на пересечениях технологического и природного, виртуального и материального опыта.
Источник вдохновения проекта — нестандартные способы вычислений, биоинженерия, биотехнологии, исследования программируемых биороботов и метаматериалов в лабораториях SCAMT.
Киберриза — это имя кибернетической микоризы (симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений), изменчивого организма, рожденного из переплетения природы и технологий. Изобретённый организм обладает свойствами распределенного интеллекта и является системой обмена энергией и информацией на территории общей Ноосферы. Ради достижении общей симбиотехнологической жизни акторы, подключенные к Киберризе, способны к синхронизации своих целей. Так, Киберриза сплетает биологические организмы и технологии в странную, еще незнакомую нам форму.
Выставку сопровождает обширная публичная программа. За расписанием предлагают следить в социальных сетях пространства AIR.
Осматривать “Оптомицелий” можно до 13 февраля 2022 года.
Фотографии предоставлены PR-службой пространства AIR