“Мыслимое и прочувствованное” Надей Рушевой
А. С. Пушкин знакомится с Раевскими. 1966

“Мыслимое и прочувствованное” Надей Рушевой

25 января 2022
Где:
Государственный музей А. С. Пушкина. Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Когда:
25 января 2022 - 27 марта 2022

Изящные линии, лаконичные композиции, точные и эмоциональные образы… Государственный музей А. С. Пушкина открыл выставку “К 70-летию со дня рождения Нади Рушевой (1952—1969)”.

31 января 2022 года Наде Рушевой могло бы исполниться 70 лет. Могло бы… Но она прожила лишь 17 лет, успев за свою короткую жизнь создать более 10 тысяч рисунков. Их можно объединить в условные большие серии: “пушкиниана”, “балет”, “семья”, “школа”, “космос”, “восток”, “современники 1960-х”, “спорт”, “театр”, “цирк”, “война”, “животные” и другие. Более четырёх тысяч рисунков — это иллюстрации к произведениям русских и западноевропейских писателей. Произведения Нади Рушевой хранятся во многих музеях России. О её творчестве спорят и говорят до сих пор.

На экспозиции, подготовленной Государственным музеем А. С. Пушкина при участии Музея М. А. Булгакова, выставлено всего 65 графических листов, посвященных жизни и творчеству А. С. Пушкина и М. А. Булгакова, первое издание романа “Мастер и Маргарита”, а также фотографии Е. С. Булгаковой, высоко оценившей работу юной художницы.

Автопортрет в возрасте пятнадцати лет. 1968

Талант девочки сформировался в творческой семейной атмосфере. Мама — тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа. Отец — московский театральный художник Николай Константинович Рушев. Надя родилась в 1952 году в Улан-Баторе, куда ее родителей направили в творческую командировку. В том же году семья переехала в Москву. В пять лет Надя взяла в руки карандаш, а через два года рисовала регулярно, практически каждую свободную минуту. Николай Константинович решил не отдавать Надю в художественную школу, а дать её способностям развиваться свободно. Это решение поддержали скульптор-анималист А. В. Ватагин, искусствовед Н. А. Демина и другие известные художники, которые считали, что главное в таланте Нади — ее необыкновенное воображение, которому научить невозможно.

Рисовать Надю никто не учил. В пять лет она взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда с ними не расставалась. “Надя жила и мыслила рисунком, — писала доктор психологических наук Н. В. Маслова. — Она не рисовала с натуры и не знала бесконечных штудий. Она рисовала мыслимое и прочувствованное. Бумага сохранила впечатления девочки от прочитанных ей родителями сказок и мифов, от наблюдений за окружающим ее миром”.

“Самым родным поэтом” Надя всегда считала Пушкина. Первыми на свет появились рисунки к сказкам “Солнца русской поэзии”, которые девочка рисовала, пока папа их ей читал. Позднее, когда юная художница научилась читать сама, она иллюстрировала “Медного всадника”, “Повести Белкина”, “Евгения Онегина”. Посетители выставки увидят изображения поэта и его современников, иллюстрации к “Сказке о золотом петушке…”, “Пиковой даме”, “Евгению Онегину” и пушкинским стихотворениям. Все эти рисунки точны, артистичны, необычайно выразительны и эмоциональны. Художница сознательно ориентировалась на лёгкие и стремительные рисунки А. С. Пушкина. Надя не копировала поэта “дословно”. Ей удалось “передать тот беглый и вместе с тем предельно точный лаконизм, то чувство ‘соразмерности’, которое в нашем представлении неразрывно связано с образом, поэзией и графикой Пушкина”.

Рисунки Нади Рушевой к “Мастеру и Маргарите” — первые и, пожалуй, самые известные иллюстрации к произведению М. А. Булгакова. Роман впервые напечатали в 1966—1967 годах в журнале “Москва”. Надя прочитала его на одном дыхании, а затем вновь и вновь возвращалась к тексту. Н. К. Рушев вспоминал: “Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать всё, что можно о Булгакове, и как-то сразу и упоенно стала создавать свою лебединую песню ‘Мастер и Маргарита’… Ей было в это время 15 лет… Она трудилась много и вдохновенно. Четырехслойность романа подсказала ей и четыре графических приема: перо на цветных фонах, акварельные заливки, фломастер, пастель и монотипия… Рисунки рождались удивительные”.

В иллюстрациях к “Мастеру и Маргарите” поражает зрелость прочтения булгаковского текста, лёгкость переключения из лирического плана в бытовой, из бытового в фантастический, из фантастического в исторический. “Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила”, — замечала вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова.

Рассматривать рисунки Нади Рушевой можно до 27 марта 2022 года.

Изображения предоставлены пресс-службой Государственного музея А. С. Пушкина

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31