Полина Елисеева: “Библиотеки — это современные пространства”

Полина Елисеева: “Библиотеки — это современные пространства”

29 марта 2023

“Детская” библиотека МЦБС им. М. Ю. Лермонтова в 2023 году запустила проект “Редакция ‘Проdelki’” — школу журналистики для детей 8—12 лет. Мы поговорили с Полиной Елисеевой, библиотекарем “Детской” МЦБС им. М. Ю. Лермонтова и руководителем проекта о том, что дает детям обучение журналистике.

— Полина, расскажите, как появилась идея сделать проект для детей, связанный с журналистикой?

— Цели создать именно журналистский проект не было, все получилось само собой. Изначально хотели сделать проект краеведческой тематики и познакомить детей с писательским мастерством и петербургскими авторами. Но, посовещавшись с руководством МЦБС, пришли к выводу, что школа журналистики интереснее для школьников, актуальнее и более полезна с практической точки зрения. Журналистика для детей может быть как способом самовыражения и творчества, так и инструментом саморазвития — занятия помогают детям стать увереннее в себе, перестать стесняться, научиться выступать на публике.

— А почему к проекту можно присоединиться в любое время? Получается же, что кто-то не узнает часть информации…

— Это так, но мы постарались сделать, чтобы все желающие могли посетить занятия, даже если не могут подключиться к школе на весь год. Все-таки год — внушительный срок. Ведущие встречи каждый раз кратко повторяют материал предыдущих занятий. Благодаря тому, что все уроки проходят вживую в тесном контакте с экспертом, всегда есть возможность индивидуально пояснить каждому участнику необходимую информацию и заполнить пробелы.

Также изюминка школы — практическая часть занятий. Каждую встречу ребята не только слушают ведущего, но и сразу практикуются. Школьники берут интервью у ведущей, придумывают сюжеты и выступают перед камерой. В какой бы момент курса участник не присоединился, он сразу получает практические знания и полезный навык, который может взять на вооружение и использовать в жизни.

— Как выбирали ведущего для школы?

— Чтобы школьники могли познакомиться с разными жанрами журналистики, разные блоки занятий ведут разные эксперты.

Сейчас занятие ведет Ольга Артёменко — представитель тележурналистики, корреспондент и продюсер. Вести занятия в апреле мы пригласили Андрея Смирнова, сейчас он теле- и киножурналист, но раньше работал в эфире радио “Европа плюс”. Он расскажет детям о радиожурналистике. В следующих блоках будут занятия о монтаже видео.

Мы ориентируемся на то, что детям интересно, когда решаем, какого эксперта следует пригласить на следующие занятия. Например, когда ведущая рассказывала о репортаже и показывала примеры, ребята задавали вопросы, почему закадровый голос не совпадает с видеорядом, как это сделано и для чего. По запросам участников, их вопросам и интересам мы планируем следующие занятия школы и корректируем программу.

— А как проходит само занятие?

— Занятие состоит из двух частей. Первая — теоретическая, но это не монолог спикера, а живое общение. Участники комментируют материал, отвечают на вопросы спикера. Вторая часть занятия практическая. То, о чем говорили, пробуют сделать вживую. Я стараюсь документировать ход занятий в видео- и фоторяд, чтобы у ребят были резюме встреч. Потом они могут увидеть, что делали на занятии, вспомнить, какие вопросы обсуждали. Это помогает им посмотреть на себя со стороны, увидеть реальные результаты, убедиться, что они молодцы, потрудились, преодолели стеснительность и страхи.

— Итогом обучения станет выпуск газеты и самостоятельно сделанное интервью. С кем ребята смогут пообщаться, и что будет написано в газете? Или здесь у них нет ограничений?

— Итоговым продуктом будет создание газеты. Версткой и печатью будем заниматься мы, в Лермонтовке, а материалы подготовят дети. Лучшие работы школьников пройдут отбор и попадут на страницы газеты “Петербургский дневник”. Это будут интервью или заметки.

С апреля детей ждут экскурсии по библиотекам Лермонтовки. Сотрудники и руководители расскажут о своей работе, о функционировании библиотек. У многих ребят есть стереотипное представление о библиотеках.

Недавно я была на научно-практической конференции, где выступали ученики десятых классов. Молодые люди делились своими представлениями об идеальной библиотеке. Мне было не очень приятно услышать, что многие представляют библиотеку как “схрон книг”. Поэтому хочется развеять мифы и сломать сложившиеся стереотипы. Показать, что библиотеки — это современные пространства, в них работают молодые классные ребята, которые идут в ногу со временем и настроены на изменения.

— А какие проекты для детей у вас есть еще?

— Детская библиотека проводит цикл лекций с писателями “Диалоги на равных”. Современные авторы приходят на встречи с детьми, общаются, организуют викторины, игры. Важно, что мы знакомим ребят, учителей и родителей с актуальной детской литературой. Как правило, взрослые знают только классиков: Чуковского, Маршака, Барто, а современные авторы остаются в тени. При этом сейчас выходит много интересных детских книг.

Я сейчас учусь в Институте культуры (СПбГИК) и слушаю курс литературоведения. Профессора на лекциях печально констатируют утрату интереса к чтению. Я не совсем согласна. В каких-то регионах это может быть правдой, потому что не везде библиотеки обеспечены современной актуальной литературой. Но в Петербурге это не так. Как библиотекарь, который работает на абонементе, выдает книги и общается с читателями, я вижу, что многие интересуются современными авторами, берут книги буквально чемоданами. Посетители оформляют читательские билеты семьями и берут книги на всех.

* Подробную информацию о “Редакции ‘Проdelki’” можно получить в группе “Детской” библиотеки.

Фотографии предоставлены пресс-службой МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31