Спектакль, в котором есть все то, о чем актер может мечтать

Спектакль, в котором есть все то, о чем актер может мечтать

15 ноября 2023

Почти полгода прошло с громкой премьеры спектакля “Нос”, поставленного в ТЮЗе им. А. А. Брянцева режиссером Тимуром Куловым. Яркая, самобытная постановка прогремела на весь театральный Петербург, и была выдвинута на высшую театральную премию северной столицы “Золотой софит” сразу в четырех номинациях: “лучший спектакль малой формы”, “лучшая работа режиссера”, “лучший актерский дуэт” и “лучшая роль второго плана”. Мы встретились с постановщиком Тимуром Куловым и актерами ТЮЗа Анной Лебедь, Дмитрием Ткаченко и Никитой Остриковым, чтобы поговорить о том, как спектакль-номинант рождался на свет, и о том, как сейчас как живет и развивается эта постановка. 

Тимур Кулов, режиссер-постановщик:

— Тимур, с момента премьеры вашего “Носа” прошло достаточно времени. Можно ли уже говорить о том, что спектакль “обыгрался”, принял ту форму, которую вы изначально задумали?

— Форму спектакль принимает сразу — с премьерных показов. То, что это правильная форма, доказывают аншлаги, которые его постоянно сопровождают. Сейчас постановка эволюционирует, причем уже независимо от меня. Это развитие объясняется тем, что театр — живой организм, а актеры живые люди, так же как и зрители. И вот эта синергия, которая образуется в результате их взаимодействия, влияет на то, каким спектакль становится со временем.

— Вы можете каким-то образом повлиять на него?

— Сейчас я нахожусь в позиции наблюдателя. Дать спектаклю вырасти и “повзрослеть” так же важно, как дать самостоятельность ребенку. Но при этом режиссер, как и родитель, должен быть рядом, чтобы в любой момент подставить плечо. Поэтому я всегда на связи с артистами.

— Кто для вас самый главный зритель? А самый страшный критик?

— Для меня каждый зритель главный. Я счастлив, что публика полюбила наш “Нос” и ходит на него. Это самая высокая оценка нашей работы, для меня она важнее всех призов. А критиков я не боюсь. Считаю, что страшных среди них не бывает. Бывают не совсем удачные постановки.

Анна Лебедь, исполнительница роли Майора Ковалева без носа:

— Анна, насколько важен для актера такой знак внимания театрального сообщества, как номинация на “Золотой софит”?

 — Артисты как дети. Им очень важно, чтобы их любили. Быть выдвинутым на высшую театральную премию Петербурга, это значит, что ты замечен и оценен очень высоко. Не буду лукавить, это приятно и очень почетно. Но все-таки самое важное для нас не премии и награды, а то, что мы делаем. Тот творческий процесс, ради которого мы живем. То, что дарит нам чувства, эмоции, то, из чего рождается новый спектакль. Это самое главное.

— Почему именно “Нос” должен получить награду?

— Уникальность нашего спектакля в том, что в нем сложилось все то, о чем актер может мечтать и это дало такие впечатляющие результаты. Прежде всего, собрались единомышленники, которые работали над выпуском постановки в любви и взаимопонимании. Думаю, зритель чувствует эту любовь и откликается на наш посыл. Поэтому если мы получим “Золотой софит” это станет победой всей нашей потрясающей команды.

— Как рождался ваш Майор Ковалев без носа?

— В удивительном тандеме с моим замечательным коллегой Дмитрием Ткаченко, который играет Ковалева с носом. Ему удалось очень точно воплотить образ максимально самодостаточного, красивого, брутального мужчины, который готов и хочет брать от жизни все. Потеряв нос, он лишается силы, в том числе мужской, поэтому режиссер решил, что эту роль будет играть женщина. Я олицетворяю глубоко запрятанную эмоциональную часть души Ковалева, тело которого тоже сразу становится другим- маленьким, хрупким, слабым, болезненно открытым для этого мира.

Дмитрий Ткаченко, исполнитель роли Майора Ковалева с носом и Носа:

— Дмитрий, как вы восприняли известие о том, что номинированы на “Золотой софит”?

— Новость о номинации на такую серьезную премию была очень неожиданным и приятным событием. В первую очередь, это большая радость для меня, так как это моя пока что первая номинация в этой премии, во-вторых, я горжусь тем, что это отличный показатель уровня нашего театра и труппы, молодой режиссуры, представителем которой является Тимур Кулов. Без его чуткого руководства и фантазии не получилось бы создать этот спектакль. Он был наш вдохновитель и мотиватор.

— Как вам работалось с Анной Лебедь, с которой вы вместе номинированы, как “лучший актерский дуэт”?

— Анна — талантливейшая и мощная актриса, творчество которой всегда ярко и уникально. К счастью, это не первая моя работа с Анной на одной сцене, но первая парная. У нас вместе не так много сцен, скорее наш Майор Ковалев объединяет нас больше. Это и помогало нам вместе продумывать и создавать образ этого героя — с носом, и без, высекать юмор из повседневного, из гоголевских героев, их характеров, вдохновляться образами персонажей кино. Репетируя сцены Ковалева и Носа, мы много хулиганили и смеялись, благо свобода творить и сочинять была дана режиссером сполна.

— Какие моменты спектакля кажутся вам самыми яркими?

— Весь спектакль — это один большой яркий момент для зрителя, я считаю. Ну, к примеру, утро Ковалева, который, проснувшись, не обнаруживает носа. Зал разрывается от смеха, а игра Анны Лебедь завораживает. Конечно, первое появление самого Носа, когда публика просто не понимает, как реагировать — бояться, смеяться, или просто наблюдать? Сцена в редакции, которую ведет Никита Остриков, тоже номинированный на “Золотой софит” дорогой коллега, напоминает не то сюрреалистичный шарж на “Волка с Уолл Стрит”, не то фильм по пьесе Тома Стоппарда. Командой спектакля мы смогли создать атмосферу таинственности и наполнить ее живым юмором, на который всегда будет такая же живая реакция. Это мне очень нравится.

Никита Остриков, исполнитель роли Редактора, Пристава, Доктора:

— Никита, как вам удалось из второстепенных персонажей сделать таких ярких и запоминающихся?

— Когда Тимур Кулов мне предложил сыграть сразу трех персонажей, я, как актер, сразу за ухватился за эту возможность. Мне захотелось, чтобы мои Редактор газеты, Пристав и Доктор были совершенно разными, чтобы зрители увидели не артиста, который играет три роли, а три непохожих друг на друга характера. Главным вызовом для меня стало то, что по ходу действия Редактор и Пристав появляются прямо друг за другом. У меня практически нет времени на то, чтобы быстро перестроится от одного героя к другому. При этом, они полярные, совсем разные люди. Судя по тому, что меня номинировали на “Золотой софит”, похоже, я справился с задачей, поставленной передо мной режиссером.

— Как вам кажется, в чем секрет успеха “Носа”?

— Думаю, все получилось потому, что спектакль рождался в абсолютной любви. Сроки выпуска были очень сжатые, поэтому у нас не оставалось времени на лишние разговоры, споры и ссоры. Мы понимали, что скоро премьера, и были полностью сконцентрированы на конечном результате.

— Что сказал бы Николай Васильевич Гоголь, посмотрев вашу постановку?

— Надеюсь, ему бы понравилось. Мы очень старались сохранить дух и атмосферу гоголевского произведения. Просто попытались его немного осовременить и расширить образы героев, которые у автора прописаны не так подробно. Так у нас появились линия любви Филиппа Ивановича Потанчикова и девицы Подточиной. Такой вот неожиданный ход — обычно все переживают только за майора Ковалева, а у нас есть еще два человека, чьи судьбы творятся на фоне того, что происходит с колежским асессором.

Текст и фотографии предоставлены ТЮЗом им. А. А. Брянцева

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5