Время заземляться!

Время заземляться!

8 сентября 2021
Где:
Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева. Биржевой проезд, 6 / Art.ITMO.Residency. Биржевая линия, 16 (вход с Биржевого пер.)
Когда:
8 сентября 2021 - 18 октября 2021

На выставке “Заземление”, открытой Университетом ИТМО в рамках легендарного фестиваля технологического искусства Ars Electronica, предлагают пробовать на вкус почву, прислушиваться к гулу земли и задавать вопросы оптоволоконному оракулу.

На двух площадках — в Центральном музее почвоведения им. В. В. Докучаева и в Art.ITMO.Residency — размещены 19 работ признанных звёзд и начинающих science art художников из восьми стран.

Музей почвоведения им. В. В. Докучаева

Художественные проекты, внедрённые в постоянную экспозицию, провоцируют диалог между прошлым и будущим, глобальным и локальным, посетителями и музейными экспонатами.

Инсталляция “Посткомпост” Анастасии Кизиловой исследует процесс рождения перегноя из опавших листьев, объединив перформативную практику с чтением философских текстов. Она предлагает зрителю найти свой баланс между строгим научным подходом и непредсказуем художественным экспериментом.

Карин Бонневаль развенчивает представление о почве, как об инертной материи. В проекте “Слушая почву” в нескольких звуковых керамических скульптурах воспроизводятся шумы макро- и мезофауны почв, записанные в разных местах. Художница предлагает новые способы освоения мира, который люди делят с нечеловеческими видами. Чтобы услышать то, о чём говорит почва, достаточно приложить ухо к одному из сосудов.

Олеся Ильенок использовала при создании звуковой скульптуры Scape почву, собранную в районе острова Русский. Арт-объект сотворён из промытой и подготовленной глины и предметов, найденных в приморской почве. Он воспроизводит звуковой пейзаж Владивостока за счёт самого материала и имитации ветра, дующего с разной силой и скоростью.

Звуко-пространственная инасталляция Лилии Акивенсон и Евгения Савенко “Гул земли” не раскроет тайну одноимённого феномена — звука на границе реального и воображаемого. Она лишь провоцирует заглянуть в затемнённую комнату, где “собран” гул земли, звучавший в разных уголках России. И гул этот всякий раз остаётся по ту сторону контроля, изучения, а зачастую и фиксации. Каждая встреча со звуком, освобожденным от очевидной причины — это приглашение к пересборке привычно слышимого.

Грэг Орром Сван заключил в стеклянный сосуд и насыпал рядом с ним VolatileTerrain — “Эфемерный ландшафт”. Художник предлагает понюхать почву и воскресить давние воспоминания и эмоции: детские игры в песочнице, посадку растений в саду, землю под ногтями… Паровая дистилляция лишила образцы почв материальной основы, сохранив лишь архив почвенных абстракций, состоящий из запахов и зрительских ассоциаций.

masharu приглашает в Музей Съедобной Земли. Проект, посвященный геофагии (поедание земли, глины или мела), возник в 2012 году. Сейчас в его коллекции около 400 видов земли, собранных в Индонезии, Нигерии, Суринаме, Гватемале, Зимбабве, Узбекистане и других странах. Автор приглашает погрузиться в историю явления, попробовать один или несколько образцов на вкус и обсудить феномен геофагии.

“Связь потеряна” Ксении Рубан — возможный памятник человечества самому себе. Художница полагает, что в желании обрести бессмертие человечество сотворило нечто, способное на вечное существование — огромное количество пластика, обладающие поразительным свойством консервации. Архивируя в пластмассе артефакты о себе — бактерии, живущие в ее организме, — Ксения Рубан сохраняет остаточное свидетельство своего существования для археологов из будущего.

В проекте Sole Soil Юлия Вергазова и Николай Ульянов размышляют о гипотезе Геи Джеймса Лавлока и Линн Маргулис, согласно которой Земля — единый саморегулирующийся суперорганизм, а почва — верхний чувствительный слой этого суперорганизма. Вступая в диалог с кожей Земли, проект подготавливает условия для радикальной трансформации наших отношений с поверхностями — от экстрактивных и эксплуатирующих к бережным и заботящимся. Основной интерфейс коммуникации человека и почвы (Sole-Soil) — следы и вмятины, оставляемые подошвами обуви. Эти тактильные взаимодействия могли бы стать более осознанными и оздоравливать почвенные слои. Художники с помощью машинного обучения создают подошву кроссовок, которая бережет не только стопу, но и почву.

“Дигитоцен” Евгении Тарасовой — синтез цифровых и аналоговых реалий современного мира. Объект, напоминающий почвенный монолит, является размышлением о двойственной связи технологического и природного. Несмотря на то, что современные технологии основаны на элементах земного происхождения, таких как кремний и литий, они разрывают связь человека с землей, предлагая новые основания для нашего существования. Объединяя логику консервации, характерную для естественнонаучного музея, и повсеместную цифровизацию, проект предлагает восстановить утраченные связи между природным и рукотворным. Наведите телефон на QR-код, задайте вопрос и ждите ответа.

Art.ITMO.Residency

В галерее представлен, преимущественно, видеоарт о почве и её связи с людьми и технологиями. Каждая работа рождает множество неожиданных ассоциаций вокруг привычной материи.

Видеоэссе финского философа Юсси Парикка и испанского художника Хиль-Форниера “Семя, Образ, Земля” исследует связь между путешествием семян, фотосъемкой с воздуха, фотографическими образами и последовательной трансформацией поверхности Земли в данные. Оно строится на использовании “найденных изображений” (found footage): рекламных образов из Интернета и видеороликов, связанных с “посевной бомбардировкой” — сельскохозяйственной техникой, в рамках которой с самолетов на землю сбрасываются биоразлагаемые контейнеры с семенами и питательными веществами для почвы.

Проект художника Егора Астапченко и композитора Артура Зобнина “Меловые выходы под землю” — поэтическое исследование скрытого от глаз подземного быта хуторян Дивногорья. Основой ее создания стал образ “выхода” — так на юге Воронежской области называют погреб со ступеньками, чаще всего изготавливаемый из меловых блоков. В видео авторы реконструируют мифическую картину подземного быта хуторянина, приоткрывая нашему взору иллюзорный мерцающий горизонт мелового выхода.

“Терраформирование” Сибил Ноймаер, на первый взгляд, лишь набор шаров в технике дороданго, выполненный из загрязненных почв. Терраформирование — это преобразование экосистем других планет с целью сделать их пригодными для жизни людей. Изменения, произошедшие с планетой в ходе развития добывающей промышленности, можно рассматривать как “обратное терраформирование”, при котором люди трансформируют Землю во враждебную для себя среду, похожую на Марс. Шары из загрязненных почв, с одной стороны, напоминают об апокалиптических сценариях будущего эксплуатируемой планеты, а с другой стороны, призывают к внимательному и заботливому отношению к Земле.

“Обсерватория Критических Зон” — серия из восьми анимационных роликов Одри MCA Пети и Александры Арэн — представляет экспериментальное картографирование. Вывернутая наизнанку круговая панорама ландшафта позволяет комплексно рассмотреть многослойность Критической Зоны и точнее обнаружить скрытые в ней взаимодействия. В видео атмосфера Земли помещена в середину графика, за ней следует почва, затем горные породы. На карте показана Штренгбахская Обсерватория Критической Зоны в лесах Вогезы на востоке Франции.

Идея проекта “Рельефы земли” родилась у Ксении Бахтиной и Романа Смирнова в ходе работы с нейроинтерфейсами, которые передают сигналы головного мозга. Визуальная схожесть графиков мозговой активности и ландшафтов земли стала отправной точкой для создания звуковой инсталляции. Художники соединили и преобразовали в звук данные, получаемые при сканировании волн головного мозга, и графики форм природных ландшафтов, построенные на основе фотографий местности.

“Палимпсесты” — видео Джоаны Хаджитомас и Халила Жорейжа. Действие короткометражного фильма разворачивается в Бейруте. В ленте показаны различные техники исследования земли: от создания буровых кернов до методов сортировки пород для определения пригодности местности в качестве фундамента. “Палимпсесты” играют с пространственно-временными масштабами, где массивное противостоит миниатюрному, а археологическое — индустриальному.

“Заземляться” предлагают до 18 октября. Выставку сопровождает обширная публичная программа: лекции, мастер-классы, медиации. Следить за анонсами и регистрироваться на события предлагают на на сайте проекта и в Instagram-аккаунте пространства AIR.

Проект “Заземление” реализован при поддержке Райффайзенбанка, Австрийского культурного форума в Москве и эндаумент-фонда Университета ИТМО.

Вход на выставку и все события свободный.

Фотографии © Дмитрий Григорьев, ITMO.News (предоставлены организаторами)

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31