Санкт-Петербург

ОБЗОРЫ И ИНТЕРВЬЮ

Актеры об актерах

 
 
© Юрий Рост (фото предоставлено пресс-службой театра “Современник”)

В основе сюжета “внесезонного” спектакля “С наступающим...” театра “Современник” — случайная встреча под Новый год двух уже немолодых людей, которые когда-то вместе учились в театральном. Своими размышлениями о спектакле по пьесе Родиона Овчинникова с нами поделились исполнители главных ролей Сергей Гармаш и Игорь Скляр.

На премьере спектакля “С наступающим...” персонажа Игоря Скляра играл другой актер. Теперь, когда поменялся исполнитель одной из двух главных ролей, и спектакль стал другим...

Игорь Скляр: Этот спектакль с моим появлением действительно стал немного другим. В нем сместились акценты. Лично я знаю, что именно изменилось в моем герое по сравнению с тем, что я видел раньше. Я посмотрел спектакль до ввода на эту роль, наверное, пятнадцать раз. Да, роль та же, но человек-то другой. Вот женщина заводит себе другого мужа, роль та же — “муж”, а человек другой. Так и я. Даже исходя из жизненных обстоятельств мы занимаемся разными вещами. Я, например, никогда не был человеком телевидения — ну, пару песен спел, показал, как надо. (Смеется.) Поэтому в моем случае роль создавалась, «исторгалась» из себя так, как я это понимаю. И кстати, мой персонаж сильно отличается от меня, что интересно. От этого мне и хочется сделать его вначале неприятным, а потом он становится даже интереснее, чем герой, который сразу кажется цельным и положительным.

Пьеса на самом деле не такая уж простая. Ведь в конце окажется, что все не так прозрачно. Мы с Сергеем делимся друг с другом своими соображениями, и нам хочется расширять амплитуду игры до бесконечности. Но вообще я не считаю ни правомерным, ни даже интересным сравнивать актеров. Зритель просто увидит немного другой спектакль.

НЕПРОСТАЯ КОМЕДИЯ

Сергей Гармаш: Я вообще не считаю этот спектакль комедией. Когда мы его только сочиняли вместе с автором пьесы Родионом Овчинниковым, мы пришли к тому, что это очень серьезная история, которая должна быть рассказана смешно. К слову, комедия-то — жанр, пришедший к нам из античности. Нет ничего плохого или низменного в комедии. “Современник” — динамичный драматический театр. Рамок у нас нет, мы и водевиль можем поставить, лишь бы это было убедительно, а также приемлемо для нашего зрителя. Мы не ортодоксальны в своем театральном вероисповедании, ведь в понятие “психологический театр” входят как Островский и Мольер, так и, например, Зощенко. Мы иногда даже выходим за рамки своего привычного восприятия театра — в экспериментах, более или менее удачных. По-другому нельзя: театр должен быть живым.

И. С.: Я уверен, что в чистом виде жанры закончились в позднее Средневековье. Пора прекращать рассматривать комедию как что-то простое, смешное и с хорошим концом. Даже у Шекспира комедия не примитивна, я уже про Чехова не говорю. Если кто-то считает, что на комедийную постановку проще всего заманить зрителя, он сильно ошибается. Комедия — один из самых сложных жанров. Задеть за душу здесь куда труднее, чем сыграть мелодраму, в которой все эмоции уже заданы в обстоятельствах. Поэтому хорошая комедия — большая редкость. В чем истинная драма героев спектакля “С наступающим...”? Знаете, сколько начинающих поэтов, писателей, художников, артистов занимаются чужим для них делом? Потому что творческая профессия — это трудно даже физически, а отдача часто очень сомнительна. Я сам, поступая в 1975 году на актерское отделение, когда была тысяча человек на место, видел, что большинство идет в профессию за “оберткой”. Что на самом деле находится внутри, понимаешь позже. Сначала хочется славы, успеха, узнавания. Но очень быстро оказывается, что это далеко не главная часть нашего занятия (я даже работой актерскую игру не могу назвать). Главное здесь — поиск. Себя, истины. Как и в любом творчестве.

С. Г.: Да, спектакль “С наступающим...” задуман как новогодний спектакль. Но речь-то здесь не про снег и елку. Это просто особые обстоятельства. Вы думаете, это простая новогодняя история? А про Ромео и Джульетту — сложная? Это человеческая история, и мы попытались насытить ее и элементами щемящей тоски, где-то даже досады, причем обращенной в первую очередь на самого себя, и, разумеется, элементами откровенно смешными. Но для меня лично это довольно серьезная история двух друзей, которая рассказана смешно.

И. С.: На любой предмет можно посмотреть философски. Вот, например, стол. У него есть ножки и основание, простой предмет. Но если на него долго смотреть, придумывать связанные с ним истории, можно прийти к тому, что вот за такими предметами происходят тайные вечери, — и стол уже не покажется простой конструкцией. Так и у нас. Новый год — это ведь ожидание чего-то. Все вроде бы все понимают, а все равно строгают, охлаждают, успевают и — главное — ждут. Люди всегда чего-то ждут. У нас то же самое. Были бы наши герои юными людьми — вышла бы совсем другая история. Но им обоим под шестьдесят, люди в этом возрасте, как правило, понимают одну важную вещь: хорошо не там, где нас нет, а там, где мы есть. И пора свой пол чинить и свою крышу, а не на соседа смотреть. Поэтому дело и происходит в Новый год, на пороге. Может показаться, что фабула довольна пошлая, но здесь очень мощно переосмысляется жизнь. И в конце видно, что и в этой жизни не все бедно и благородно, и в той — не все цинично и богато.

ТЕАТР КАК ИССЛЕДОВАНИЕ

И. С.: В зале у нас собираются люди совершенно разные — разного достатка, возраста, воспитания, профессии. И все равно в конце всех что-то объединяет. Потому что внутренне мы все похожи. И мы, актеры, на сцене каждый раз проводим свое личное исследование. И каждый раз играем новый спектакль.

С. Г.: Театр — это кухня, это всегда какое-то исследование. Это, безусловно, желание открытия — и для себя, и для зрителя. Я считаю, до сих пор никто не придумал ничего лучше, чем формула Станиславского: “Я в предлагаемых обстоятельствах”. Я читаю пьесу и вижу, что мне интересно произносить эти слова со сцены, придумать такого вот человека, вынимать его из себя или пропускать через себя. Иногда можно и подсмотреть в жизни: в моих внутренних “копилках” лежат черты характера, которые я замечаю и сохраняю. Но в целом роль получается из самого себя. Да, мне, образно говоря, нужно придумать персонажу пиджак и штаны и сделать так, чтобы вы мне поверили. Это бывает трудно, когда роль не получается. Но тут все получается, мой герой интересен. Хотя это, конечно, вам решать.

СОВРЕМЕННЫЙ “СОВРЕМЕННИК”

С. Г.: Я работаю в очень современном театре. Есть, конечно, авторы, которые “играют” уже на совсем ином языке. Например, Вырыпаев, мне нравятся его работы. Достаточно известен и, на мой взгляд, интересен спектакль по Исааку Бабелю “Конармия” в Центре им. Вс. Мейерхольда, постановка мастерской Брусникина. Это соединение поэтической, пластической и прозаической драмы. Поиск новой формы, нового театрального языка. Это, безусловно, очень важно. Если вы спросите, может ли нечто подобное появиться в нашем театре, я скажу, что может. Для “Современника” главным является то, чтобы наше высказывание могло “катапультировать” зрителя из кресла — в себя ли, в другое ли состояние, но чтобы за этим действом было некое открытие. Я не вижу вокруг себя консервативных людей.

У нас есть очень интересный опыт — мы внутри театра провели эксперимент: показ самостоятельных работ, без зрителя. В итоге действо заняло шесть часов. Мы выбрали лучшие работы и сделали спектакль под названием “Неформат”. Показываем его в неформатное время, в девять вечера, несколько раз играли на фестивале “Черешневый лес”. В этом проекте участвуют представители почти всех поколений нашего театра. И я вам скажу: лично я не чувствую запаха нафталина в “Современнике”, и вы его не почувствуете еще долго.

Беседовала Александра Кононенко

“САКВОЯЖ СВ — САПСАН”, №07 (68)

Популярные события

  • Выставки
  • Концерты
  • Спектакли
  • Вечеринки
  • Фестивали
  • Спорт
Выходные в городе

Свежий номер
Where St.Petersburg

апрель 2018



Новости

 
 
Сезонное лакомство
 
 
Женские тайны
 
 
Сезон корюшки в “Географии”
 
 
Весенние новинки от Артема Гуля
 
 
“БеспринцЫпные чтения” в классическом составе






© 2016, ООО «Рекламотив»
БАЗА ДАННЫХ САЙТА И ВСЕХ ЕГО ПОДДОМЕНОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ООО «РЕКЛАМОТИВ» И ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОМ.
САЙТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕНТ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЛИЦ МЛАДШЕ 16 ЛЕТ (16+).