Санкт-Петербург

ОБЗОРЫ И ИНТЕРВЬЮ

Перевертыш судьбы

 
 

7 декабря 1894 года в своем поместье Ля Шене скончался виконт Фердинанд Мари де Лессепс. Он умер, проклинаемый своими соотечественниками. А ведь еще недавно его называли Великим французом!

Вряд ли многие могут похвастаться тем, что знают, кто таков был Фердинанд де Лессепс. Но про величайшие водотехнические сооружения — Суэцкий и Панамский каналы — знают все. А ведь появились они благодаря Лессепсу. Первый сделал его героем. Второй же, строительство которого привело к политическому кризису и разорению множества людей, безнадежно испортил репутацию виконта.

ПРИЧУДА ДИПЛОМАТА

Отпрыск уважаемой аристократической фамилии, Лессепс появился на свет 19 ноября 1805 года. Предки Фердинанда в течение нескольких поколений служили Франции в дипломатической сфере. Естественно, юношу ждала та же карьера. По долгу службы Фердинанду приходилось заниматься различными аспектами межгосударственных отношений, в том числе и непосредственно связанными с экономикой Франции. Лессепс искренне стремился обеспечить процветание родной страны, и потому мысли его обратились к идее прокладки канала, который соединил бы Атлантический и Индийский океаны. Суэцкий перешеек на протяжении тысячелетий серьезно мешал развитию торговли со странами Востока: европейцам, решившим отправиться за индийскими пряностями и китайскими шелками, приходилось огибать с юга Африку. Путь этот сопровождался множеством трудностей, был доступен только океанским судам и полностью находился под контролем Великобритании — извечной соперницы Франции.

КОРОТКИЙ ПУТЬ

Первыми соединить оба океана, а точнее, принадлежавшие им моря, Средиземное и Красное, попытались древние египтяне. Работы были завершены около 500 года до н. э. царем Дарием I, персидским покорителем Египта. А двести лет спустя, при Птолемее II, канал стал судоходным. Римский император Траян в начале нашего тысячелетия значительно углубил сооружение: “река Траяна” часто фигурирует в отчетах мореплавателей тех лет. В VIII веке по приказу халифа аль-Мансура канал засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра халифата. В 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу был разработан план восстановления канала, так и не осуществленный. В XIX веке история получила продолжение. Наполеон Бонапарт заинтересовался прокладкой пути между океанами. Однако будущего императора убедили в том, что перепад уровней воды между морями так велик, что при прокладке канала Александрия, дельта Нила, Венеция и Генуя окажутся под водой. Сооружение должно было обладать шлюзами, что в те времена являлось малореальной затеей. В результате Наполеон о канале предпочел забыть.

ПОВОРОТ СЮЖЕТА

Герой нашего повествования усердно служил на дипломатическом поприще, а о возможности соединить два океана размышлял лишь на досуге. Усердие де Лессепса было замечено, и виконт стал французским консулом. Молодой человек зарекомендовал себя наилучшим образом: блестящие организаторские способности сочетались с образом всеобщего любимца. Особенно теплые отношения связывали француза с Али Саидом, младшим сыном правителя Египта.

В конце 1837 года Лессепс вернулся во Францию. Он обзавелся семьей, получил новое назначение — должность консула в Роттердаме. Затем были Малага, Барселона, Мадрид... Неизвестно, как бы провел остаток дней Фердинанд де Лессепс, если бы в 1854 году он не получил весточку из Египта от Али Саида, ставшего правителем Египта. Уже оставивший к тому времени дипломатическую службу Лессепс вновь устремился на Восток.

ВЫГОДНАЯ КОНЦЕССИЯ

Де Лессепс получил от своего друга то, чего ранее не могли добиться многие и более известные люди, — концессию на сооружение канала. Однако для того, чтобы проект стартовал, бывшему дипломату пришлось потрудиться: заручиться поддержкой во Франции, завоевать расположение Турции, урегулировать отношения с Великобританией и, наконец, найти инвесторов. Развернутая Лессепсом рекламная кампания была великолепна, а его начинания на родине поддержали благодаря родственным связям с правящей фамилией. Бывший дипломат был настолько уверен в успехе, что организовал концессию по строительству Суэцкого канала еще до завершения переговоров. В поисках финансирования Лессепс предложил выпустить акции еще не существовавшего сооружения и объявить их открытую продажу. Народ Франции “проголосовал рублем”: сотни тысяч мелких инвесторов вложили свои кровные в строительство. Оставшиеся акции были проданы в Египте, при этом более 40 % приобрел Саид-паша. 25 апреля 1859 года состоялась торжественная церемония начала строительства Суэцкого канала. Его прокладка была сопряжена со множеством трудностей, технических и политических. Проблемой стала и высокая смертность среди рабочих. В какой-то момент закончились деньги — впрочем, это удалось быстро исправить благодаря выпуску новых ценных бумаг. В 1869 году Суэцкий канал стал реальностью. 17 ноября состоялось его торжественное открытие, где присутствовало немало венценосных особ и несколько тысяч почетных гостей. К 1875 году Суэцкий канал стал одним из самых прибыльных предприятий мира.

Лессепс вернулся на родину в статусе национального героя и стал весьма состоятельным человеком. Казалось бы, чего еще желать? Но, возможно, виконту понравилось заниматься организацией невероятных предприятий.

КРЕПКИЙ ОРЕШЕК

Лессепс глубоко изучал различные инфраструктурные проекты, но вскоре все его внимание сосредоточилось на идее сооружения еще одного канала — через Панамский перешеек, соединяющий Центральную и Южную Америку. В 1878-м Франция получила от Колумбии (тогда Панама была ее частью) 99-летнюю концессию на строительство. Появилось акционерное общество “Всеобщая компания Панамского межокеанского канала”, главой которого стал Фердинанд де Лессепс. Но концессионеры допустили фатальные ошибки. Во-первых, выяснилось, что прорыть среди скал Панамы канал на уровне моря и без шлюзов невозможно. Во-вторых, были занижены стоимость проекта и сроки его исполнения. Соответственно, быстро возникли проблемы с финансированием. Символическое начало прокладки Панамского канала пришлось на 1 января 1880 года. Прошел год, другой, минуло 10 лет (срок окончания строительства). А выполнена оказалась лишь треть запланированных работ! Во Франции назревал скандал: люди не хотели приобретать новые акции. В конце концов в начале 1889 года было официально объявлено о банкротстве Компании Панамского канала. Началось расследование, выявившее беспрецедентную коррупцию: для того чтобы спасти предприятие, руководство подкупало французских чиновников, депутатов, журналистов. Через какое-то время состоялся суд, на котором в числе обвиняемых были сам Фердинанд де Лессепс и его старший сын Шарль. В 1893 году оба они получили по пять лет заключения, но приговор старику виконту вскоре был отменен. Такого позора гордый аристократ перенести не смог и на следующий год ушел из жизни.

Текст: Янина Забелина

Популярные события

  • Выставки
  • Концерты
  • Спектакли
  • Вечеринки
  • Фестивали
  • Спорт
Выходные в городе

Свежий номер
Where St.Petersburg

апрель 2018



Новости

 
 
Сезонное лакомство
 
 
Женские тайны
 
 
Сезон корюшки в “Географии”
 
 
Весенние новинки от Артема Гуля
 
 
“БеспринцЫпные чтения” в классическом составе






© 2016, ООО «Рекламотив»
БАЗА ДАННЫХ САЙТА И ВСЕХ ЕГО ПОДДОМЕНОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ООО «РЕКЛАМОТИВ» И ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОМ.
САЙТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕНТ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЛИЦ МЛАДШЕ 16 ЛЕТ (16+).