Санкт-Петербург

ОБЗОРЫ И ИНТЕРВЬЮ

“Ни шагу вперед!”

 
 

Илья Михайлович Терентьев родился 59 лет назад в глухой деревушке на севере Белоруссии, недалеко от Псковщины, где в небе пролетали военные самолеты, а во двор дома ночью приходили волки. Как сам про себя говорит Терентьев: “Я родился в диком месте, но, уйдя в люди, встречал места и более дикие”.

Илья Михайлович, как начинался ваш творческий путь?

Я закончил филологический факультет пединститута, параллельно освоил двухгодичный курс на отделении фотографии в Московском Заочном народном университете искусств. Пока учился, активно занимался фотографией. После армии стал работать фотографом. Сначала — руководителем детских кружков, затем — фотолаборантом в университете.

Это ваша первая личная фотовыставка. Были ли до этого какие-то совместные проекты с другими фотографами?

В юности я участвовал в выставках, но не сказать что активно. В Витебске на тот момент существовал фотоклуб, куда я охотно ходил, но взаимопонимания с коллегами по фотографии у меня было: публика собиралась слишком разношерстная — найти человека, который бы тебя понимал, — это вообще очень непросто.

У каждого фотографа есть своя “ниша”, будь то портретная ли пейзажная съемка. Вы прошли несколько этапов творческого развития. Расскажите о них поподробнее.

На работе от меня требовали владение разными жанрами, особенно портретом. Вот он мне давался тяжело. Я завидовал фотографам, которые знали, как посадить, повернуть, осветить. Пытался у них учиться, но ничего не получалось — портрет был для меня наказанием. А потом я понял: в фотографии “научиться” можно только клише, стандарту, открытке, а это дешевые вещи. В один момент я интуитивно почувствовал, как надо снимать портрет, и стал делать его с легкостью.

Следующим этапом был натюрморт, который в отличие от портрета не имел ко мне претензий. Плохо снятый портрет - это всегда или маленький скандал, или обиженный человек. А вещи — добрее людей. Я увидел, насколько интересно работать с “мертвой природой” (прим. фр. nature morte — “мертвая природа”), хотя, мне кажется, что натюрморт не мертвая композиция. Предметы одухотворены фотографом и светом. Натюрморт мне ближе всего, хотя я с удовольствием фотографирую и пейзаж, и портрет, и обнаженную натуру.

У вас уникальный подход к созданию фотографии. Вы говорите, что не придаете значения сроку годности реактивов, качеству бумаги, пленки…

У меня подход следующий: сначала я фотографирую, проявляю негативы, отбираю — это первая стадия.

Дальше — просто печатаю. Подбор уникальных ламп, реактивов, самой лучшей бумаги — нет, я игнорирую это полностью. Я использую материалы с тридцатилетней просрочкой. Мои реактивы настолько черные, как будто их выкопали из земли.

Третья стадия — доводка усредненного, или даже откровенно плохого материала, до окончательной версии.

А потом — импровизация, с помощью химического тонирования, частичного отбеливания, усиления, процарапывания и т. д. У меня нет никакого специального набора инструментов — три кисточки, пять пробирок с какими-то жидкостями. Конечно, результат никто не гарантирует. Я могу испортить очень хорошую фотографию, а могу из посредственного материала явить прекрасные вещи — меня это устраивает. Благодаря такому подходу выработался определенный стиль работ. Этот метод дает результаты, значит, он приемлем.

Почему именно форматные камеры в век удобных цифровых технологий?

При работе с ними я вижу ту неповторимую прелесть, которая появляется именно на большом формате, когда не нужно применять усложненную технику, увеличительные приборы, а можно просто наложить негатив на лист фотобумаги, осветить, проявить и получить прекрасный результат. Да, это “движение назад”. Но каждый человек должен двигаться в том направлении, в котором ему комфортно. Удобно идти вперед — пожалуйста! Можно “задрав штаны, бежать за комсомолом”. Но можно идти и другим способом.

Но в какой-то момент это стало мешать карьере…

Да, я проработал в сфере профессиональной фотографии довольно долго, но когда пришли нулевые годы, “обнуление” произошло во всем. От меня стали требовать владение цифровой фотографией. Я не понимал, зачем это нужно. Считал, что неплохо справляюсь и аналоговой. Начались конфликты с администрацией, которые стали приобретать серьезный характер. Что оставалось делать? Уйти туда, откуда пришел, — в свой хутор. По принципу: лучше первый в деревне, чем второй в Риме.

Каково ваше творческое кредо?

Не надо бояться простых сюжетов — с успехом можно снимать вещи, которые ничем особо не привлекательны. Мне очень близка судьба и творчество чешского фотографа Йозефа Судека. За свою профессиональную карьеру он не сделал ничего особенного. А став уже пожилым человеком, освободившись от обязанностей перед обществом, Судек купил себе дачный домик под Прагой, уединился и сделал своими деревянными камерами потрясающие снимки, простые фотографии простых вещей. Я разделяю это простое отношение ко всему. Но прошу не путать простоту и примитивность.

Наблюдая за работой коллег по фотоклубу, я часто видел, как люди тратят огромное количество энергии впустую. Ошибка в том, что они не видят сути. Фотография состоит не только из момента спуска затвора, проявки пленки и печати отпечатка. Как я уже говорил, самый важный этап — это доводка, импровизация. Если мы фотографируем красивую женщину или красивый пейзаж, не обязательно на выходе получится что-то красивое. И, наоборот, из чепухи можно сделать удивительное. В баллистике это называется деривацией — отклонением пули во время полета под действием естественных факторов.

А что может помешать фотографу “увидеть суть”?

Многим фотографам мешает желание превзойти других любой ценой. Тщеславие и погоня за мнимой славой не дают сосредоточиться на результате. На мой взгляд, тут дилемма такая: либо любишь жизнь, либо любишь деньги.

Я не жалею, что не заработал никаких серьезных денег, достаточно того, что я делал то, что делать любил. Я никогда не изменял своему увлечению. Может быть, поэтому и не перешел на компьютер, не освоил цифровую печать. Это как от любимой женщины уйти к другой — аморально. Я остаюсь преданным тем фотографическим технологиям, к которым привык, которые знал с юности. Я не думаю, что однажды хорошо придуманные вещи могут устареть.

Текст и фото предоставлены пресс-службой фотогалереи “Рахманинов Дворик”

Популярные события

  • Выставки
  • Концерты
  • Спектакли
  • Вечеринки
  • Фестивали
  • Спорт
Выходные в городе

Свежий номер
Where St.Petersburg

апрель 2018



Новости

 
 
Сезонное лакомство
 
 
Женские тайны
 
 
Сезон корюшки в “Географии”
 
 
Весенние новинки от Артема Гуля
 
 
“БеспринцЫпные чтения” в классическом составе






© 2016, ООО «Рекламотив»
БАЗА ДАННЫХ САЙТА И ВСЕХ ЕГО ПОДДОМЕНОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ООО «РЕКЛАМОТИВ» И ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОМ.
САЙТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕНТ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЛИЦ МЛАДШЕ 16 ЛЕТ (16+).