Санкт-Петербург

ОБЗОРЫ И ИНТЕРВЬЮ

Растем по плану

 
 

Этим летом российские предприниматели получили собственную стратегию развития. И если в ближайшие 15 лет все участники рынка будут следовать ей неукоснительно, то отечественный малый бизнес наконец воспрянет духом и превратится в реальную экономическую силу.

Как полагают в Минэкономразвития, уже к 2030 году доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте нашей страны вырастет с 20 до 40 %, при этом их оборот увеличится в 2,5 раза. Доля промышленных компаний достигнет 20 %, а количество людей, работающих в секторе МСП, — 35 % от общей численности занятого населения. Согласитесь, звучит амбициозно. Особенно если учесть, что сейчас вклад предпринимателей в российскую экономику ничтожен даже в сравнении с развивающимися странами. У нас практически нет стабильных средних организаций, а работают в основном микрофирмы. И даже их бизнес в последнее время становится все менее рентабельным. Так что приходится признавать, что предыдущие попытки правительства улучшить жизнь малых компаний успехом не увенчались.

На этот раз все должно быть иначе. Стратегию готовили долго и вдумчиво, собирая мнения деловых кругов и органов власти. В результате документ получился на удивление емким и логичным. Он в той или иной мере затронул все болевые точки работы сектора. А в самом Минэкономразвития его гордо назвали воплощением всех идей и желаний предпринимателей.

По сути, это план действий, где проанализирована текущая ситуация, перечислены конкретные задачи и механизмы их решения и даны четкие критерии оценки. Более того, назначен даже ответственный исполнитель — Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП).

Структура была создана в прошлом году, чтобы стать единым центром поддержки предпринимательства — своеобразным аналогом американской Администрации малого бизнеса (SBA). Сейчас многофункциональные центры корпорации работают во всех регионах России, благодаря чему практически любой предприниматель получил доступ к программам помощи и к госзакупкам. Интересно, что в новой стратегии корпорации отведена ключевая роль: она станет не только координатором всех проектов, но и главным финансовым посредником — бюджетные средства будут распределяться только через нее. Правда, многие эксперты сомневаются, что столь “юная” организация, механизм работы которой еще только обкатывается, готова взять на себя всю ношу ответственности за малый бизнес. И тем не менее уже в декабре от нее будут ждать первого отчета.

БИЗНЕС ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Именно так сформулирован главный принцип принятой стратегии. Как подчеркивают в Минэкономразвития, ее цель не просто увеличить качественные показатели работы малых компаний, а изменить отношение к предпринимательству в целом. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, только треть россиян вообще задумывается об открытии собственного дела, и лишь 17 % делают хоть какие-то шаги в этом направлении — пытаются зарегистрировать предприятие, найти деньги или арендовать помещение. Большинство же людей уверены, что вести свой бизнес в России слишком сложно и рискованно. Их пугают непредсказуемость экономической ситуации, административное давление и, конечно же, сложности с получением средств на развитие бизнеса.

Центробанк отчитался, что в прошлом году в кредитном портфеле банков доля МСП оказалась меньше 17 %, а общий объем кредитования сектора вдвое ниже мирового уровня. Лишь треть наших предпринимателей сегодня может позволить себе занимать деньги у банков. Для сравнения: во Франции регулярно кредитуются 65 % мини-компаний, в Испании — 59 %, а в Италии — 56 %.

Поэтому инструментам финансовой поддержки в стратегии уделили самое пристальное внимание. В первую очередь обещают упростить процедуру получения займов. Основной акцент сделан на развитии Национальной гарантийной системы, в которой, помимо Корпорации МСП, участвуют МСП Банк и сеть региональных гарантийных организаций. Эта модель позволит предпринимателям относительно быстро и легко получать государственные финансовые поручительства. Так, уже запущена “Программа 6,5”. Ее участники могут взять льготное финансирование на сумму от 50 млн до 4 млрд руб. под 10—11 % годовых. До конца года на госгарантии планируется выдать до 117 млрд руб., в 2017‑м — до 156 млрд руб.

Прописаны в стратегии и конкретные шаги по стимулированию механизмов лизинга и факторинга. С одной стороны, это налоговые преференции для лизинговых фирм, работающих с мелкими фирмами, с другой — государственная докапитализация региональных лизингодателей. Правда, принятие соответствующего закона намечено только на лето 2017 года.

Кроме того, речь идет о внедрении нестандартных моделей привлечения средств, в частности о создании открытых платформ по поиску инвесторов. Во многих странах мира работают специальные биржи для малых компаний, где инвесторы вкладывают деньги в обмен на долю в бизнесе. В России такая практика действует только в отношении инновационных стартапов, однако ее планируют расширять и на другие отрасли.

МЕНЯЕМ ВЕКТОР

Еще один принципиальный момент стратегии — изменение самого вектора развития малого бизнеса в стране. Сегодня подавляющее число предприятий сектора действует в розничной торговле и сфере услуг. Производительность труда в таких фирмах, по оценке того же Министерства экономического развития, в два-три раза ниже уровня западных стран. Поэтому в документе прописан целый комплекс мер, предполагающих принудительное открытие для предпринимателей новых рыночных ниш и развитие конкуренции. Особые финансовые и налоговые преференции получат компании, работающие в строительной и аграрной отраслях, в сферах обрабатывающей промышленности и наукоемких технологий. Для них будут действовать специальные институты развития, инжиниринговые центры, осуществляться всевозможные образовательные программы.

Усилить позиции МСП должен и “Единый стандарт развития конкуренции”, где пропишут конкретные показатели участия малых предприятий в каждой отрасли — в транспорте, медицине, образовании. Например, в сегменте розничной торговли их доля составит не меньше 20 % от общего оборота, а ежегодный рост — 5 %. И наконец, каждый год станут увеличиваться квоты малых компаний на участие в госзакупках. Сейчас объем таких заказов доходит до 12 трлн руб. В 2015 году квота МСП составила 15 %, начиная с 2016‑го это будет уже 18 %, и с 2018 года — не меньше 25 %. При этом сама процедура получения госзаказов будет более дешевой и прозрачной за счет развития системы электронных торгов.

ДЕЛО ЗА МАЛЫМ

В стратегии нашли свое место абсолютно все меры поддержки, которые обсуждались и частично применялись в последние лет пять. Можно сказать, что нашему правительству наконец удалось сформулировать внятную и последовательную политику развития предпринимательства, и ее реализация создаст в стране вполне комфортную бизнес-среду. Люди, желающие заниматься собственным делом, смогут без труда открывать и расширять компании, привлекать инвестиции и находить рынки сбыта.

Однако чтобы все эти хорошие и грамотные идеи действительно были воплощены в жизнь, потребуются не только скоординированные усилия различных институтов власти и огромные финансовые вливания со стороны государства. В первую очередь сам малый бизнес должен научиться доверять чиновникам, жестко отстаивать свои позиции и действительно пользоваться всеми возможностями и преференциями, которые ему будет предлагать та же Корпорация МСП. Именно на активную жизненную позицию предпринимателей во многом рассчитана новая стратегия.

Текст: Анастасия Гесснер

Популярные события

  • Выставки
  • Концерты
  • Спектакли
  • Фестивали
Выходные в городе

Свежий номер
Where St.Petersburg

октябрь 2018



Новости

 
 
Первый гастробар на Большой Морской
 
 
Фотоделикатесы
 
 
Новое меню в ресторане “Белка”
 
 
“Экспрессионизм в русском искусстве”
 
 
Обновленное меню в ресторане Shana

© 2016, ООО «Рекламотив»
БАЗА ДАННЫХ САЙТА И ВСЕХ ЕГО ПОДДОМЕНОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ООО «РЕКЛАМОТИВ» И ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОМ.
САЙТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕНТ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЛИЦ МЛАДШЕ 16 ЛЕТ (16+).