Санкт-Петербург

ОБЗОРЫ И ИНТЕРВЬЮ

Просто о сложном

 
 

Санкт-Петербургский культурный форум пройдет в этом году с 1 по 3 декабря. Руководитель секции “Музыка” скрипач и дирижер Сергей Стадлер рассказал о его программе и проблемах современной классической музыки.

Основное поле творческой деятельности для Сергея Стадлера сегодня Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, которым он руквоводит. Примечательно, что это один из немногих в стране больших симфонических ансамблей, выступающих без дирижера. Такой формат — несмотря на то, что не нов — до сих пор считается в некотором роде экспериментальным. “Да, музыкантам сложнее, — поясняет Стадлер, — но и интереснее, потому что роль каждого сильно повышается. Дирижер, с которым ты играешь какой-то концерт, — посредник между тобой и оркестром и не всегда хороший, поскольку порой не готов соединиться в творческих мыслях с тобой как с музыкантом”.

— По какому принципу формировалась музыкальная программа этого форума и в чем его отличие от предыдущего?

— Мероприятие, как мне кажется, с каждым разом становится все крупнее, и количество тем увеличивается. В 2016-м, в Год кино, в рамках форума звучало очень много киномузыки. Летом, например, на Дворцовой площади выступал Мариинский театр с Гергиевым — они играли музыку Прокофьева к фильмам Эйзенштейна. Наш оркестр исполнял произведения Артемьева, современного, можно сказать, классика киномузыки. Вообще, юбилейный год Прокофьева отмечался очень широко, и это правильно, потому что он, конечно, великий композитор.

— Среди прочего у вас запланирован круглый стол на тему популяризации классической музыки. Есть проблемы с посещаемостью концертов?

— Я так не считаю. Посмотрите, какое огромное количество людей каждый вечер слушает классическую музыку. А сколько у нас площадок: Мариинский театр — это три больших зала, два зала Филармонии плюс Михайловский театр, Капелла, детский театр оперы “Зазеркалье”, “Санктъ-Петербургъ Опера” Юрия Александрова, Театр музыкальной комедии. Концерты там проходят каждый день! Другое дело, что академическая или классическая музыка — определенный мир, интересный, но очень своеобразный и сложный. Это искусство изначально было элитарным, и для того, чтобы получать удовольствие от такой музыки, надо быть подготовленным — вот для чего нужна популяризация. Конечно, если человек пришел в первый раз на концерт, ему может просто понравиться музыка, но если он уже знаком с этим, то иначе все воспринимает — появляется момент сопереживания, который очень важен.

— Есть мнение, что сейчас очень мало исполняют именно современную классическую музыку. Вы согласны с этим?

— В процентном отношении — конечно. Здесь очень много причин, основная масса которых лежит, вероятно, за пределами человеческих возможностей. Сейчас мир увлечен технологиями, информацией. Искусство уже не является той мощной движущей силой, которой оно было для человечества раньше. Французского композитора Мессиана спросили, что за его жизнь изменилось в музыке (а жил он долго), и он сказал: “Ничего, люди по-прежнему ждут нового гения”. Так вот мне кажется, что человечество сейчас меньше ждет гения, оно удовлетворено тем, что есть. Конечно, композиторы существуют, они пишут, но появился и серьезный барьер между тем, что они создают, и тем, что люди хотят слушать.

— Вы говорите о каких-то авангардных вещах?

— Нет, в целом о современной музыке, которую принято называть классической, — это опера, романс, симфония, концерт. Понимаете, когда Верди писал новую оперу, это было событием для Италии и даже для всего мира. Представьте себе людей, которые впервые услышали “Тристана и Изольду” Вагнера, — это же культурный шок! А сейчас... В 1970-х ушли Стравинский, Шостакович, чуть подольше жил Мессиан. Сейчас в мире, мне кажется, нет ни одного художника, которого мы могли бы с ним сравнить. Мы можем сравнивать между собой Шостаковича, Рахманинова, Чайковского, Глинку, Глазунова. Но, например, сопоставлять Шостаковича и Шнитке уже нельзя, они совершенно разные по масштабу, и по всему остальному. Может быть, мы свидетели заката искусства вообще. Вероятно, то, что было создано в музыке за 400 лет, — это предел.

— Странная ситуация: классическая музыка популярна, народ на нее ходит, но запроса на новые произведения при этом нет...

— Да, но народ ходит и в музеи. Хочу подчеркнуть, что я говорю не об упадке культуры. Она меняется вместе с жизнью, а вот в искусстве наступает если не закат, то перерыв.

Беседовал Олег Зиновьев

“Уютное небо”, №12 (105)

Популярные события

  • Выставки
  • Концерты
  • Спектакли
  • Фестивали
Выходные в городе

Свежий номер
Where St.Petersburg

октябрь 2018



Новости

 
 
Первый гастробар на Большой Морской
 
 
Фотоделикатесы
 
 
Новое меню в ресторане “Белка”
 
 
“Экспрессионизм в русском искусстве”
 
 
Обновленное меню в ресторане Shana

© 2016, ООО «Рекламотив»
БАЗА ДАННЫХ САЙТА И ВСЕХ ЕГО ПОДДОМЕНОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ООО «РЕКЛАМОТИВ» И ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОМ.
САЙТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕНТ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЛИЦ МЛАДШЕ 16 ЛЕТ (16+).