Санкт-Петербург

ОБЗОРЫ

Рецепт блокбастера

 
 

Невозможно представить современный кинематограф без применения цифровых визуальных эффектов, и сегодня они отнюдь не прерогатива блокбастеров. Спецэффекты активно используются в низкобюджетных сериалах, рекламе и даже в таком “герметичном” пространстве, как артхаус.

Казалось бы, зачем последнему фильму Ларса фон Триера спецэффекты? А они там есть, причем в самых неожиданных местах. Текущий уровень развития технологий позволяет подменять натуру — в том числе естественные декорации, массовку, каскадеров — компьютерной анимацией без потери реалистической убедительности, и главное, что это дешевле. В итоге — сплошные плюсы: ни одно животное, как говорится, не пострадало, зрители ничего не заметили, а авторский замысел если и не реализован полностью, то хотя бы не сильно урезан.

Впрочем, одно дело, когда спецэффекты скорее замаскированы, а другое — когда весь фильм представляет собой один сплошной и откровенный спецэффект (“Город грехов”, “Аватар”, “Стражи Галактики”). В таких случаях зритель готов к тому, что ему будут показывать зрелищную “сказку для взрослых”, но одновременно требует, чтобы сказка эта все-таки была скроена по лекалам непреложных кинематографических законов, и в этом пункте часто возникают коллизии. Примеров, когда в угоду зрелищности режиссеры, не особо ограниченные в средствах, забывали об адекватной драматургии и об элементарном чувстве меры, почти столько же, сколько на сегодня выпущено блокбастеров.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ НАБОР

В киноиндустрии сейчас используется несколько базовых цифровых технологий, применяемых как по отдельности, так и в комплексе — как в случае, например, с жанром фэнтези. Одна из старейших и по сей день самая активно применяемая — хромакей (от chroma key, с английского буквально “цветовой ключ”), также известный как зеленый или синий экран. Хромакей нужен, к примеру, когда персонажей требуется поместить на какой-нибудь фон, как правило виртуальный. Синий и зеленый цвета чаще выбирают потому, что они не присутствуют в естественном пигменте кожи человека. Выбор ключевого цвета накладывает и ограничения: при съемках, допустим, с синим экраном надевать на актера синий комбинезон воспрещается, потому как на новом фоне будут мелькать только его голова и руки. “Вычитание” ключевого цвета производится программным способом — специальные инструменты присутствуют во всех профессиональных и во многих любительских видеоредакторах. Популярность технологии такова, что в том же Голливуде она используется чуть ли не всегда: с хромакеем у режиссера нет необходимости дожидаться нужной погоды, освещенности, перегораживать улицу, нагонять массовку — весь этот антураж можно вставить потом.

Тем более не обойтись без хромакея, когда антураж и фон полностью нарисованы при помощи компьютерной графики (CGI). Из недавних проектов, в котором большинство экшн-сцен снималось на фоне зеленых экранов, установленных, однако, во вполне реальных городских локациях (которые потом преображались опять же посредством CGI), — комедийный боевик “Дэдпул”. CGI в “Дэдпуле” присутствует практически в каждом кадре: к примеру, сцена погони на автостраде — в общих и средних планах — полностью нарисована; в крупных планах — например, в сценах драк — нарисованы не только кровь (нарочито утрированная, конечно), оружие, гильзы, элементы грима и прочие детали, но и зачастую сам герой, чьи ужимки и прыжки ни один каскадер в реальности не осилит. CGI настолько мощный инструмент, что позволяет экономить даже на костюмах. Вспомним крупные планы из “Марсианина” или “Гравитации”: стекла скафандров со всеми их мелкими реалистическими подробностями, бликами и отражениями — дело рук программистов. Сюда же можно отнести и крупные планы с натуралистичными сценами в фильмах категории R: что бы делали создатели “Игры престолов” — с их вопиющим членовредительством, — если бы не CGI. Уровень компьютерной графики в части реализма развился настолько, что и в боевиках, не относящихся к разряду фантастики, все реже и реже пользуются услугами каскадеров. Да и зачем подвергать риску жизнь человека, когда его можно “клонировать” в цифру — и с чистой совестью употребить в качестве расходного материала?

КОПИРОВАНИЕ И ПОДРАЖАНИЕ

На базе одного из самых популярных программных CGI-продуктов Autodesk Maya создается множество прикладных приложений, в том числе и симуляторы толпы. Все, кто смотрел “Безумный Макс: Дорога ярости”, наверняка помнят сцену, в которой Несмертный Джо обращается к страдающим от жажды подданным: из многотысячной толпы реальной массовки там чуть больше ста человек. Но это,разумеется, ничто по сравнению с теми же батальными сценами во всевозможных пеплумах и фэнтези — там порядок клонирования совсем другой.

При создании виртуальных персонажей и объектов в динамике важный момент — точность передачи физики, иначе говоря, реалистичность движений. Допустим, в “Мире Юрского периода” можно принять на веру то, как изображены динозавры (рассчитывая на ответственность авторов, пообщавшихся с палеонтологами), в частности их беготня и свойственная хищникам моторика, но всегда найдется какой-нибудь педантичный зритель, который удивится очевидному несоответствию между размерами и размахом крыльев летающих ящеров и их летательными и грузоподъемными возможностями, — в этом смысле авторы фильма явно пренебрегли физическими законами. И подобных оплошностей, конечно, не удается избежать ни одному блокбастеру.

В деле обеспечения физического правдоподобия кинематографистам помогает технология “захвата движения” (motion capture) — когда эти движения снимаются с живых актеров посредством приклеенных к телу датчиков. К примеру, в фильме “Хоббит: Пустошь Смауга” мимика рыскающей морды дракона подробно списана с лица Бенедикта Камбербэтча, а повадки и мимика Цезаря из “Восстания планеты обезьян” и Голлума из “Властелина колец” — с актера Энди Серкиса. Особый случай — совмещение захвата движения, CGI и уже вполне допотопной аниматроники, один из характерных примеров которого сцена в финале “Бойцовского клуба”, когда герой Эдварда Нортона избавляется от своего альтер эго (на YouTube можно найти ролик, в котором создатели раскрывают подробности съемок этого эффектного эпизода).

ПОСТ-CGI

Ныне компьютерная графика настолько доступная технология, что свой собственный “кухонный” блокбастер можно сделать и без особых бюджетов. Яркий пример — шведский инди-экшн “Кунг Фьюри”. Сюда же можно отнести короткометражки, созданные при помощи свободно распространяющегося пакета 3D-графики Blender.

Факт в том, что технологии устаревают быстрее, чем мы успеваем это осмыслить. Многие фильмы, которые сейчас поражают массовое воображение, через какое-то время вспоминаются лишь как наивная претензия. Поэтому там, где спецэффекты не цель, а средство для решения серьезной творческой сверхзадачи, кино будет по-прежнему восприниматься как одно из важнейших искусств, вне зависимости от жанра.

Популярные события

  • Выставки
  • Концерты
  • Спектакли
  • Вечеринки
  • Фестивали
  • Спорт
Выходные в городе

Свежий номер
Where St.Petersburg

апрель 2017



Новости

 
 
Вечная мечта
 
 
“Арт-субботник” в Михайловском саду
 
 
“Империя искусств”
 
 
Бизнес-конференция Digitale
 
 
Нашествие лобстеров











© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.