Санкт-Петербург

ЗНАМЕНИТОСТИ

Задевая струны

 
 
© Алексей Молчановский (фото предоставлено пресс-службой Юрия Башмета)

В феврале в Сочи проходит Зимний международный фестиваль искусств: в программе — спектакли, симфонические концерты и другие масштабные события. В преддверии праздника мы поговорили с артистическим директором фестиваля, знаменитым дирижером и музыкантом Юрием Башметом о классической музыке, новых талантах и необходимости отдаваться своему делу без остатка.

Впервые фестиваль состоялся в 2007 году, во время знаменательного голосования Международного олимпийского комитета по поводу проведения Зимних игр в Сочи 2014 года. В то время он был совсем камерным — всего четыре концерта. За десять лет фестиваль стал важным культурным форумом с музыкальными академиями, конкурсами молодых композиторов и другими мероприятиями в трех залах. И сейчас это именно полноценный фестиваль искусств, где звучит не только классическая музыка.

— Юрий Абрамович, правда ли, что фестиваль был организован в поддержку Олимпийских игр?

— Более десяти лет назад мы проводили большое турне по России в честь 15-летнего юбилея Камерного ансамбля «Солисты Москвы». Совершенно случайно началось оно в городе Сочи. Уже в зале мы узнали, что на концерте присутствуют представители МОК, они как раз рассматривали город-кандидат на проведение Олимпийских игр. Дальше был торжественный ужин, на котором мы сказали себе, что в зимнем Сочи просто замечательные погода и атмосфера, нужно обязательно что-то делать здесь именно в это время года. Уже в мае у нас появилась договоренность с Министерством культуры о поддержке фестиваля, а потом прошло знаменательное голосование в Гватемале. Дальше мы вместе с Олимпийским оргкомитетом готовились к 2014 году.

Мы с самого начала знали, что Игры для нас станут лишь одним из этапов развития, и совершенно не планировали на нем останавливаться. Объективно, сейчас это один из немногих фестивалей, куда каждый год приезжает огромное количество журналистов из разных стран, большое количество зарубежных гостей, директоров международных фестивалей. Мы видим, что год от года становится все больше туристов, которые едут в Сочи именно на фестиваль. У нас есть своего рода цель: сделать Зимний международный фестиваль искусств в Сочи таким же заметным культурным явлением в мире, какими являются те же фестивали в Эдинбурге и Зальцбурге для своих стран. Цель амбициозная, но без амбиций нет того движения вперед, которое приносит настоящую радость и удовлетворение в жизни.

— Как первый серьезный юбилей фестиваля отразится на его программе?

— Девиз этого года: “Лучшее за десять лет и мировые премьеры”. Снова покажут спектакли “Не покидай свою планету” по мотивам “Маленького принца” Экзюпери и “Фантастическая Кармен”, поставленные по заказу фестиваля в Сочи. Пройдет мировая премьера нашего нового театрального проекта “Севильский цирюльник”, совместного с Виктором Крамером, год назад создавшим спектакль “Не покидай свою планету”.

Наряду с замечательными музыкантами — участниками предыдущих фестивалей, такими как Денис Мацуев, Вадим Репин, Олли Мустонен, Массимо Кварта, у нас будут мировые премьеры сочинений сразу нескольких композиторов, причем как российских, так и зарубежных. Например, Александр Чайковский написал произведение для двух оркестров, специально по заказу фестиваля, для камерного ансамбля “Солисты Москвы” и Гонконгского оркестра китайских инструментов. Невероятное развитие получит образовательная программа фес-тиваля. Так, в музыкальной академии в этом году будет сразу три департамента: инструментальный, вокальный и композиторский. Впервые на фестивале появится большое количество проектов для детей. Новый виток получит школа молодых журналистов, освещающих вопросы культуры, впервые пройдут концерты в горах на курорте Роза Хутор, где построили новый хороший концертный зал. Всего и не перечислишь, ведь одна из идей фестиваля в Сочи заключается в том, чтобы фестивальные проекты шли целый день, с самого утра до позднего вечера. Тогда это и насыщенно, и интересно.

— Вы руководите коллективами “Новая Россия” и “Солисты Москвы” — зачем столько оркестров?

— У меня еще есть и третий — Всероссийский юношеский симфонический оркестр, который мы организовали пять лет тому назад и где играют молодые музыканты в возрасте от 10 до 22 лет из более чем 40 городов России. Он тоже будет принимать участие в фестивале и выступит в гала-концерте закрытия. А по поводу двух взрослых оркестров: мне была и продолжает быть интересной музыка и для камерного оркестра, и для симфонического. Я такой, может быть, по-хорошему всеядный. Но зато я продолжаю заниматься любимым делом и испытывать каждый раз интерес, выходя на сцену. Наверное, и потому, что могу переключаться — и играть концерты как солист, выступать с одним или другим моим коллективом, готовить программы и проводить турне с юношеским оркестром.

— А какая ипостась вам ближе: исполнителя или дирижера?

— Для меня все это, прежде всего, имеет отношение к понятию “музыка”. Возможность совмещать обе профессии позволяет мне максимально широко и с огромным интересом погружаться в разный репертуар. Ведь тот же Бетховен не написал концерт для альта с оркестром, или тот же Чайковский прошел мимо альта как сольного инструмента. А профессия дирижера позволяет мне исполнять их произведения. Но так же и после дирижирования всегда есть желание сыграть что-то на своем родном инструменте. Поэтому для меня обе профессии не конкурентные, а скорее взаимодополняющие.

— Решение стать альтистом обычно принимают во взрослом возрасте, что вас подтолкнуло к этому инструменту?

— Все верно. Вы удивитесь, но меня к переходу на альт подтолкнул мой близкий школьный друг и группа “Битлз”. Я в то время жил во Львове и, помимо занятий на скрипке, невероятно увлекся музыкой ливерпульской четверки и гитарой. У меня была даже своя группа, мы очень успешно играли на дискотеках, разных других мероприятиях, у нас была своя публика. Я был крайне увлечен именно игрой на гитаре и не думал, что классическая музыка станет моей профессией. Если ты играешь на скрипке, для хорошей игры тебе нужно много часов для занятий, чтобы учить сложные каприсы Паганини, большие скрипичные концерты… А у меня на это как бы не было времени. И вот мой друг посоветовал мне перейти на альт, на котором, как тогда казалось, можно заниматься меньше часов. Вот так, благодаря “Битлз” и гитаре, я перешел со скрипки на альт — инструмент, ставший смыслом моей жизни.

— Правда ли, что вы играете на уникальном итальянском альте XVIII века? Дает ли такой инструмент преимущество исполнителю?

— Ой, это вопрос непростой. Я могу сказать, что существуют инструменты и получше, зато мы невероятно друг другу подходим. Даже мой близкий друг, знаменитый скрипичный мастер Этьенн Ватло из Парижа, как-то сказал мне: “Юрий, я видел очень много инструментов в своей жизни, и твой, наверное, не самый лучший из них. И я слышал огромное количество музыкантов, может быть, ты — тоже не самый лучший. Но вместе, ты и твой альт, вы составляете ни с чем не сравнимое целое”. Мы и правда нашли друг друга. И вот, начиная еще с консерваторских времен, я играю на одном и том же инструменте и никогда не променяю его даже на более знаменитый и дорогой.

— Создаются ли сейчас новые концерты для альта? Есть ли интересные композиторы?

— На закрытии того же сочинского фестиваля, 26 февраля, я буду играть мировые премьеры сразу двух альтовых концертов, написанных специально для меня: русского композитора Кузьмы Бодрова и японского композитора Атсухико Гондая. А по поводу современных, ныне живущих композиторов, могу сказать, что есть много по-настоящему интересного и очень качественного. Та же музыка моего друга Александра Чайковского. Или такое потрясающее явление, как китайский композитор Тань Дунь. Нужно помнить, что Софья Губайдулина еще с нами и пишет просто космические вещи. Есть замечательный итальянский композитор и виолончелист Джованни Соллима. Я вижу новое молодое поколение российских и зарубежных композиторов. Вот мы уже третий год подряд в Сочи проводим конкурсы, и порой появляются очень интересные и самобытные вещи у молодых авторов. Так что музыка точно не умрет, а будет развиваться, меняться, но, надеюсь, все также будет обращена к человеку. Это для меня самое главное, смысл искусства как такового.

— Как бы вы оценили уровень современных музыкантов по сравнению с прошлым?

— Конкретно по России могу сказать, что дела обстоят не так плохо, как нам самим порой кажется. Последние шесть-семь лет я бесконечно езжу по стране и сам слушаю талантливых детей. Мы проводим отборы во Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Мои образовательные центры постоянно работают в целом ряде российских регионов, а в Самаре и в Сочи мы ежегодно проводим музыкальные академии. Поэтому я знаю уровень и возможности молодых музыкантов со всей страны не понаслышке. Могу сказать, что талантами русская земля не оскудела. Бывают такие потрясающие открытия-откровения, что даже я поражаюсь, насколько может быть подготовлен и обучен ребенок. Конечно, за это нужно поклониться фанатично работающим педагогам в российских городах. Именно на них лежит ответственность за качество обучения классической музыке. Это люди, просто преданные своему делу, они вкладывают в детей всю душу, силы и свою жизнь. Конечно, не все, но там, где такие педагоги есть, сразу виден результат. И это очень приятно.

— То есть вы считаете, что классическая музыка востребована и сегодня?

— Мне кажется, сейчас просто какой-то настоящий ренессанс интереса к искусству в целом и к классической музыке в частности. Конечно, мне немного проще, потому что у меня всегда были аншлаги, что в России, что за рубежом. Но очень приятно видеть, что в зале появляются новые слушатели, которым правда интересно, хотя порой они не знают каких-то правил, условностей, нюансов. А выступая дома, я еще и чувствую совершенно особенное отношение людей: можно сказать, более искреннее, но одновременно более требовательное. Ведь я для них свой, и они — мои для меня. И отношения с залом у меня в России очень личные. Поэтому больше всего мне нравится выступать в родной стране, хотя порой зарубежные концерты проходят более успешно.

— Остается ли у вас время на что-нибудь, кроме музыки?

— Честно скажу, очень мало. Иногда могу кино интересное посмотреть, которое просто может захватить меня на какое-то время. Но объективно, музыка — это и есть моя жизнь. Все, что я делаю, я стараюсь делать искренне, с желанием и душой. Отдаваясь своему делу до конца, без остатка. И надеюсь, что это и ценят люди, которые приходят на мои концерты, приезжают на мои фестивали.

Беседовала Мара Маух

“САКВОЯЖ СВ — САПСАН”, № 02 (75)

Популярные события

  • Выставки
  • Концерты
  • Спектакли
  • Фестивали
Выходные в городе

Свежий номер
Where St.Petersburg

май 2017



Лучшие заведения по версии Where

Новости

 
 
VINOVNIKI Wine bar & kitchen
 
 
Новые корнеры Saint Laurent в ДЛТ
 
 
Веранда ресторана “Юнга Seafood & bar”
 
 
Пять шедевров
 
 
Приятные сюрпризы









© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.