Санкт-Петербург

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Дома-утопии

 
 

Расцвет архитектурного авангарда в СССР пришелся на 1920—1930-е годы. За это время в Ленинграде было построено около сотни конструктивистских зданий и комплексов, большая часть которых сегодня признана памятниками архитектуры.

Эпоха конструктивизма в истории советской архитектуры занимает сравнительно небольшой временной промежуток, меньше десяти лет. Но это было на редкость плодотворное время, когда архитекторы могли свободно реализовывать самые смелые проекты, воплощать в железобетоне утопию о новом социалистическом обществе, в центре которого находилась не личность, а коммуна. При этом у ленинградского конструктивизма, как отмечают исследователи, свой оригинальный стиль. На него в значительной степени повлияли, например, петербургский модерн и неоклассика, а также идеи теоретиков авангарда: Казимира Малевича, Якова Чернихова, Эриха Мендельсона.

Дом Советов Нарвского района (пр. Стачек, 18), строившийся с 1930 по 1935 год, — один из первых образцов ленинградского авангарда. В здании по сей день находится администрация — правда, уже Кировского района. Архитектором масштабного сооружения был Ной Троцкий — важнейшая фигура конструктивизма, а позже и сталинского неоклассицизма. Галереи на столбах соединяют главный корпус с тремя вспомогательными. Над протяженным четырехэтажным сооружением возвышается 50-метровая башня с балконами и витражным барельефом, изображающим сакральные символы — серп и молот. Основу здания образует монолитный железобетонный каркас, что позволило сделать сплошное ленточное остекление по фасаду длиной более 100 м. Опорные колонны главного корпуса отражают популярную в 1920—1930 годы концепцию Ле Корбюзье о столбах-сваях из его кодекса “Пять отправных точек архитектуры”.

Тот же Ной Троцкий, в соавторстве с Соломоном Козаком и Львом Ильиным, спроектировал еще один внушительный памятник эпохи — Дворец культуры им. С. М. Кирова (Большой пр. В. О., 83). Здание стало крупнейшим в городе культурно-просветительским центром: в 1933-м, за 4 года до официального завершения строительства, здесь заработали библиотека, театр, детские кружки, спортивные залы. Дворец культуры проектировался как сугубо конструктивистское сооружение — с большими фасадными окнами. Однако в итоге получился симбиоз с неоклассикой, только входившей тогда в архитектурную моду. Интерьеры при этом были выполнены в строгом классическом стиле.

Силовая подстанция фабрики “Красное знамя” (Пионерская ул., 57) — единственный из реализованных в СССР конструктивистских проектов немецкого архитектора и классика экспрессионизма Эриха Мендельсона. Сооружение, возведенное в 1926 году на углу Пионерской и Корпусной улиц, напоминает рубку корабля, плывущего в светлое социалистическое будущее. Изначально планировалось, что Мендельсон будет руководить строительством всего комплекса зданий фабрики. Однако сотрудничество с советскими коллегами не заладилось, и немца в итоге отстранили; Мендельсон даже отказался от авторства.

Здание Московского райсовета (Московский пр., 129) построено в 1931—1935 годах по проекту архитекторов Игоря Фомина, Валентина Даугуля и Бориса Серебровского. Доминанта длинного асимметричного сооружения — круглый пятиэтажный корпус, внутри которого просторный холл с пятиуровневыми галереями и балконами. Помещения расположены по внешнему кольцевому периметру — ранее здесь были сосредоточены самые посещаемые отделы. Долгие годы внутри зала-атриума имелось превосходное естественное освещение благодаря конусообразному стеклянному куполу, замененному в 1970-е на обычную крышу. Северное, трехэтажное, крыло образуют два взаимносимметричных корпуса в форме буквы Г. Общая суровость облика здания смягчена ненавязчивыми элементами ар-деко.

Первый жилой дом Ленсовета (наб. реки Карповки, 13) — еще один объект Игоря Фомина, спроектированный в соавторстве с Евгением Левинсоном и построенный в 1931—1934 годах. Дом предназначался для проживания партийной верхушки из Смольного — с 76 квартирами от 2 до 6 комнат, в которых не предусматривалось кухонь, зато имелись встроенная мебель и ванные комнаты. Архитектура и дизайн дворового пространства тщательно продуманы с точки зрения обеспечения качественной инсоляции. При этом особое внимание — что нетипично для конструктивизма в целом — уделено декору (пусть и лаконичному); примеры — барельеф с футболистом на небольшой пристройке со стороны фасада, забор со стороны улицы Литераторов в виде шпалеры с фрагментарной лепниной, с обратной стороны которого, во дворе, расположена крытая веранда.

Когда в 2004 году всемирно известный архитектор Заха Хадид приезжала в Петербург, она попросила первым делом показать ей башню завода “Красный гвоздильщик” (25-я линия В. О., 4). Ее автора, художника и архитектора Якова Чернихова, издававшего свои, теперь уже классические, “книги архитектурных фантазий”, называли своим крестным отцом в творчестве не только Хадид, но и многие знаменитые зодчие XX века. Башня — это и эталон советского архитектурного авангарда, и показательный пример возможностей железобетона. Цилиндр с резервуаром для воды установлен на узком параллелепипеде, подпирают его две тонкие вертикальные колонны. По форме вся башня действительно напоминает гвоздь, профильную продукцию фабрики.

В Петербурге сохранилось немало других зданий, которые, с одной стороны, уникальны в своем роде, а с другой — в полной мере отражают общую рациональную эстетику конструктивизма. Из жилых домов — легендарная “Слеза социализма” (ул. Рубинштейна, 7), построенная в 1929—1931 годах, — с общей столовой на первом этаже и кухонным блоком, а также Жилой дом специалистов “Свирьстроя” (Ординарная ул., 14—16), выделяющийся нетипичным для конструктивизма окрасом. Еще один фабричный образчик авангарда — Кушелевский хлебозавод (Политехническая ул., 11).

Популярные события

  • Выставки
  • Концерты
  • Спектакли
  • Вечеринки
  • Фестивали
Выходные в городе

Свежий номер
Where St.Petersburg

ноябрь 2017



Лучшие заведения по версии Where

Новости

 
 
Танцуем? Едим!
 
 
Гимны любви
 
 
Быстро? Еще быстрее!
 
 
Время чудес
 
 
“Моменты”








© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.