Санкт-Петербург

ОБЗОРЫ И ИНТЕРВЬЮ

Вечная тайна

 
 

Личность, черты лица, улыбка и даже пейзаж за спиной женщины, нарисованной более 500 лет назад, изучены, казалось бы, досконально. Но они продолжают будоражить умы исследователей: ведь тайна изображения до сих пор не раскрыта!

К началу XX века изображение Лизы дель Джокондо, урожденной Герардини, заказанное художнику в 1503 году ее мужем Франческо (такова официальная версия), считалось всего лишь одним из шедевров эпохи Ренессанса. Леонардо картину заказчику не отдал и не расставался с ней до самой смерти. После Великой французской революции “Джоконда” стала государственной собственностью и была выставлена в Лувре. В 1911 году полотно было похищено — живописец и декоратор Винченцо Перуджиа решил вернуть картину на историческую родину, и популярность “Моны Лизы” неимоверно возросла. Пресса раскопала случай годичной давности, когда некий человек совершил самоубийство перед работой Леонардо. И пошли пересуды о загадочной улыбке модели, о тайных посланиях художника, о мистическом значении пейзажа. Вершина конспирологической мысли — знаменитый роман Дэна Брауна.

Ускользающая улыбка

Дело в том, что знаменитая живая улыбка Моны Лизы заметна, только если вы окидываете взглядом всю картину. Причину этого феномена объяснила Маргарет Ливингстон, нейробиолог из Гарвардского университета. По ее мнению, мы способны не только видеть четкие объекты, но и распознавать что-то движущееся, скрытое в тенях и бликах. В Гарварде с оцифрованного изображения были удалены все нечеткие детали, и улыбка исчезла. Но, что интересно, наш глаз “не замечает” нечеткости деталей. И все благодаря умению да Винчи передавать игру полутеней. Ученые исследовали семь произведений Леонардо с помощью рентгеновских лучей и установили: толщина красочного слоя не превышала 30—40 микрометров.

Что же означает улыбка “Джоконды”? Зигмунд Фрейд полагал, что это “улыбка матери художника”. Сальвадор Дали развил тему так: “...[да Винчи] писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Весь мир увидел и все еще видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определенный оттенок эротизма». Есть мнение, что изображенная на картине особа беременна, а ее улыбка — попытка уловить движение плода. Или что это самая “правильная” улыбка — любви к себе и принятия самой себя...

Неопознанная персона

Считается, что героиня произведения — третья жена зажиточного торговца Франческо дель Джокондо. Версия опирается на мнения прославленного историка искусств Джорджо Вазари и Агостино Веспуччи, помощника Никколо Макиавелли. Но в начале XX века у некоторых исследователей зародились сомнения. Во-первых, в то время, когда писалась картина, Лизе было немногим больше 20 лет, а нарисованная женщина уже не так молода. Во-вторых, на голове у нее вдовья траурная вуаль, а достойный торговец прожил длинную жизнь. Одна из альтернативных теорий — это автопортрет художника, поскольку анатомически лица Джоконды и самого Леонардо идентичны. Согласно другой версии, на картине изображена его мать Катерина. В 1925 году искусствоведы предположили, что “Джоконда” — это герцогиня Констанца д’Авалос, любовница Джулиано Медичи. Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. А в 1957-м итальянец Карло Педретти решил, что на картине изображена другая любовница Медичи, Пачифика Брандано.

Вот свежая гипотеза: Леонардо создал портрет дочери миланского герцога Бьянки Джованны Сфорца. Искусствовед Карла Глори утверждает, что пейзаж за спиной модели — это окрестности городка Боббио, где выросла девушка.

Несколько лет назад глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия Сильвано Винчети отстаивал гипотезу, что на картине представлен юный подмастерье Леонардо по имени Джан Джакомо Капротти, более известный как Салаи (Дьяволенок). Теперь же версия Винчети звучит так: персона на полотне — андрогин, соединяющий в себе мужские и женские черты.

Та самая Джоконда?

Джорджо Вазари так описывал картину в 1550 году: “Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным... глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи... мона Лиза была очень красива... улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо...”

Но нынешняя “Джоконда” не такая. Французский инженер Паскаль Котте сделал 13 детальных снимков картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра, и на них появились и небо цвета лазурита, и тепло-розовый цвет кожи лица, и отчетливо прорисованные горы, и зеленые деревья, и брови с ресницами, и даже признаки того, что когда-то женщина держала покрывало. На ранних копиях панорама за спиной модели гораздо шире, по бокам видны целые колонны, а не их узкие фрагменты. Во Франции найден сделанный углем рисунок с изображением обнаженной женщины (“Монна Ванна”), который вполне мог быть эскизом “Джоконды”. Есть и другие эскизы, автором которых мог быть Леонардо.

И еще один момент: в глубине красочного слоя “Джоконды” из Лувра найдены целых два изображения женщин, ни одна из которых на основной портрет не похожа. Кто-то из этих дам — настоящая госпожа Лиза.

Текст: Янина Забелина

Популярные события

  • Выставки
  • Концерты
  • Спектакли
  • Фестивали
Выходные в городе

Свежий номер
Where St.Petersburg

июнь 2018



Лучшие заведения по версии Where

Новости

 
 
Болеть со вкусом
 
 
Итальянское лето
 
 
Сюрреалистические сказки
 
 
Hublot в ДЛТ
 
 
Болейте за любимые команды в ресторанах Ginza Project






© 2016, ООО «Рекламотив»
БАЗА ДАННЫХ САЙТА И ВСЕХ ЕГО ПОДДОМЕНОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ООО «РЕКЛАМОТИВ» И ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОМ.
САЙТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕНТ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЛИЦ МЛАДШЕ 16 ЛЕТ (16+).