Санкт-Петербург

ОБЗОРЫ И ИНТЕРВЬЮ

Нехоженые тропы

 
 
© А.Гаврилова

Не все знают, что в 2016 году один из самых успешных молодых артистов страны Евгений Ткачук создал театр под открытым небом “ВелесО” — первый и единственный в России театр, где в драматических спектаклях, наряду с профессиональными актерами, задействованы лошади.

Конно-драматический театр — очень неожиданный жанр.

Да, это настоящие нехоженые тропы. Я занимаюсь театром “ВелесО” уже четвертый год и все больше убеждаюсь, что потенциал этого жанра безграничен. Лошади — животные с невероятной харизмой, чувственные, выразительные. Правильно свет направь, музыку поставь — уже что-то рождается. А если еще включить в спектакль энергию коня, его игру, то происходит магия.

Принципиальный момент для меня — работать со свободными лошадьми, на которых нет амуниции, нет седел, уздечек и так далее. Нет жесткой дрессуры, нет трюков. Мы изначально хотели быть не шоу и цирком, а настоящим драматическим театром, только еще с конями-артистами. Это целая методика, наука, и нам ее помогают освоить наши друзья, тренеры из Школы свободных лошадей Инны Дитман.

Скажите, пожалуйста, как родилась эта идея?

Идея пришла во время учебы в ГИТИСе на режиссерском факультете Олега Львовича Кудряшова. Захотел попробовать соединить энергию драматического артиста с энергией коня. Летом после первого курса, по совету моего педагога по сценическому движению Айдара Загитовича Закирова, я пошел работать конюхом. Он знал, что мы с сокурсником готовили номер с воображаемым конем, и посчитал, что после работы в конюшне дело у нас пойдет быстрее.

Месяц в конюшне усадьбы “Архангельское” я ухаживал за лошадьми, помогал что-то строить. Параллельно в голове рождались неожиданные творческие комбинации. Так на свет появился спектакль “Во имя ее”, который я поставил тем же летом, но уже в Сызрани. Думал, что это будет пятиминутный отрывок с отсылкой к началу Троянской войны, а получился 45-минутный спектакль, в котором приняли участие пятьдесят детей и двенадцать лошадей. Позже родился второй спектакль — “Маленький принц”, тоже с участием коней. Вот тогда я понял, какой потенциал у этого формата. Лошади не просто умные животные, у них есть все, чтобы быть артистами. Они грациозны, у них богатый эмоциональный мир, и они умеют выражать свои чувства. Ты сам, если готов, можешь многому у них научиться.

В 2016 году театр “ВелесО” осел в деревне Лепсари Ленинградской области. До этого мы сменили несколько географических точек, накапливали опыт взаимодействия артистов с лошадьми, подбирали команду.

“Священный полет цветов” © А.Гаврилова

Место, которое сейчас занимает театр, раньше было свалкой Всеволожского района. И нам пришлось очень много сделать перед тем, как открыться. Освободить от мусора и благоустроить территорию нам помогли наши единомышленники — кто руками, кто деньгами. Стартовую сумму собрали на краудфандинговой платформе Planeta.ru, этот же проект помог найти команду — к нам пришли актеры, техники, администраторы, специалисты по работе с лошадьми.

Официально для зрителей мы открылись 4 августа 2017 года, со спектаклем Danger, Gulliver (“Осторожно, Гулливер!”) по мотивам произведения Д. Свифта “Путешествия Гулливера”.

Зачем вы это делаете?

Потому что не могу не делать этого. И кто, если не я?

Как появилось название “ВелесО”? Что оно означает?

Велес — скотий Бог, а у древних славян он одновременно считался еще и покровителем искусств... Удивительное совпадение. Так что лучшей альтернативы было не найти. Большая буква “О” в названии — символ колеса, которое мы однажды закрутили.

Что такое сегодня конно-драматический театр “ВелесО”? Какое послание несет он миру? Есть ли у него аналоги в России и за рубежом?

У нас есть своеобразный манифест, и в нем, пожалуй, отражена вся суть нашего театра. В нем есть такие слова:

Мы ищем свой путь в словах, движениях,

музыке, поэзии.

Мы свободны и сочиняем свою историю сами,

без штампов и условностей.

Мы чтим традиции русской культуры

и помним о корнях славянской мифологии.

Мир вокруг больше, чем кажется,

и в каждой его частице мы ищем

вдохновение.

Мы готовы к диалогу со зрителем.

Кони равны человеку.

Мы — актеры, музыканты, поэты,

художники, режиссеры, тренеры, готовые

творить в органике с природой.

С нами солнце, ветер и шелест деревьев.

Возможно все, ибо “Кругом возможно Бог”!

Слушай свое сердце, оно бьется в такт

конским копытам.

Кстати, “Кругом возможно Бог” — это название поэмы поэта-абсурдиста Александра Введенского, организатора литературного движения ОБЭРИУ в Ленинграде конца 1920-х годов. Этот автор и его произведения очень важны для меня. Много лет я мечтал поставить спектакль по его поэме, и вот в этом году мечта осуществилась. В апреле мы выпустили премьеру — спектакль-абсурд “Священный полет цветов”. В 2018 году спектакль выиграл конкурс Фонда президентских грантов, а часть средств на постановку мы собрали, опять-таки, через краудфандинг.

Сейчас театру всего три года, но мы многое успели сделать. И, самое главное, за этот короткий срок я понял, что людям важно и нужно то, что мы делаем. Отзывы после спектаклей вдохновляют невероятно — идти дальше, несмотря на трудности. Я мечтаю, чтобы театр стал отправной точкой для творческого пространства. В котором была бы и школа актерского мастерства, и арт-школа для детей, и много других направлений. Мечтаю, чтобы к нам приезжали семьями и проводили на природе целые выходные.

Прямых аналогов концепции нашего театра я не знаю. В Северной Осетии есть конно-драматический театр “Нарты”, но они в своих представлениях делают упор больше на джигитовку и зрелищность, чем на драматургию.

Во Франции давно и очень успешно работает знаменитый конный театр Zingaro. Но по формату они, скорее, тоже ближе к конному цирку, чем к театру.

Как было выбрано место расположения театра?

Я долго искал место. Рассматривали и Кировск, и Москву, и станицу Вёшенскую — родину Михаила Шолохова, но все время что-то не срасталось.

Когда я уже был на грани отчаяния, мы нашли это место — в деревне Лепсари, в 25 километрах от Санкт-Петербурга.

Начали потихоньку разгребать мусор и строить... Вот так именно в Питере нашлись те, кому интересно попробовать что-то новое. Удивительные люди. Я вообще живу с постоянным ощущением, что все не просто так. Вокруг — ощущение чуда.

Какова лично ваша роль в театре? Чем занимается художественный руководитель столь необычного театра?

Как и все остальные в “ВелесО” — всем. В нашем театре невозможно быть только режиссером или только артистом. Мы вместе ухаживаем за лошадьми, участвуем в тренировках, в уборке территории, установке сцены, декораций. Мы строим театр своими руками от и до. “ВелесО” – это в прямом смысле hand-made театр.

Какие спектакли есть сегодня в его афише? Кто зритель каждого из них?

В репертуаре у нас сейчас три спектакля.

“Священный полет цветов” по Александру Введенскому, премьера которого состоялась 27 апреля 2019 года. Это размышление о времени, жизни после смерти и Боге в окружении природных декораций — леса, пруда, полей. Это постановка для взрослой аудитории: 18+.

“Священный полет цветов” © А.Гаврилова

Спектакль Danger, Gulliver — визитная карточка театра. На него приходят не по одному разу. В основу легла четвертая часть романа Свифта, в которой Гулливер знакомится с удивительными разумными конями Гуигнгнмами и человекоподобными зверями Еху. Это полуторачасовая рефлексия на тему того, что значит быть человеком. Конечно, зрители разных возрастов видят в ней что-то свое, но даже маленькие дети трех лет сопереживают и смотрят с удовольствием.

“Осторожно, Гулливер!” © А.Гаврилова

Премьера спектакля-похода “Небо этого дня” по мотивам малоизвестной повести Владимира Высоцкого “Дельфины и психи” тоже состоялась в текущем году. Это действительно театральный поход, который начинается то в электричке, то в лесу. Режиссером спектакля выступил, по моему мнению, один из сильнейших артистов нашего поколения Алексей Фролов, актер нашего театра.

“Небо этого дня” © А.Гаврилова

А сейчас у нас начинается пора спектаклей-квестов “Не придуманные приключения в знаменитом лесу”. “Не” пишем раздельно осознанно, это не ошибка. Дело в том, что приключения нам предстоит придумать вместе со зрителями в ходе квеста. Это веселый семейный спектакль, в который мы вовлекаем и детей, и взрослых. Увлекательная история для тех, кто не утратил веру в чудо. Ближайшие спектакли пройдут 30 ноября, 7, 21, 22, 28, 29 и 30 декабря.

“Не придуманные приключения в знаменитом лесу” © А.Гаврилова

Я счастлив, что спектакли находят искренний отклик в сердцах людей. Многие зрители становятся нашими волонтерами.

Люди дарят друг другу на дни рождения поход в наш театр. Недавно зрительница отпраздновала на абсурдистском спектакле “Священный полет цветов” свое 70-летие и очень долго благодарила за то, что мы подарили ей новые эмоции, неизведанные ощущения... Неизведанное в 70 лет! Для меня это лучшая похвала. Многие семьи выбираются к нам, чтобы побыть вместе и насладиться природой, это очень объединяет людей. Мы вообще стремимся к объединению и гармонии.

Существуют ли правила поведения для зрителей? Если существуют, то каковы они?

Конечно существуют. Лошади — крупные и довольно пугливые животные, при неправильном обращении они могут и напугать, и серьезно травмировать. У нас везде развешены правила, мы всегда предупреждаем зрителей, но, к сожалению, люди не всегда готовы это воспринимать. Приходится подходить, объяснять, напоминать, что, например, кормить перед спектаклем нельзя, руки просовывать через ограду тоже. Мало кто знает, что некоторые движения человека для коня означают команду. Например, стоять лицом к коню и вдруг попятиться назад — это команда идти на человека. Может возникнуть опасная ситуация.

Мы также просим зрителей не снимать видео во время спектакля. Я очень не люблю потом видеть эти вырванные из контекста отрывки, которые не то что не помогают создать впечатление, а, наоборот, портят его у тех, кто еще не видел спектакля.

В ваших постановках участвуют лошади определенных пород? Кто, где и как отбирает лошадей для представлений? Кто и как их дрессирует?

Я привык работать с теми, кто есть. У нас сейчас 8 жеребцов. Есть орловские рысаки, дончаки, тяжеловоз, ахалтекинец и наша звезда — любимец публики пони Капучино. Работаем с лошадьми под чутким руководством одного из профессиональнейших конных тренеров в России Инны Дитман. По счастливой случайности (а может, и не случайности) мы находимся неподалеку от ее Школы свободных лошадей. Это уникальный человек, профессионал высочайшего уровня. Она и тренеры школы помогают ставить конные сцены, занимаются подготовкой артистов — и коней, и людей.

Как складывается актерский коллектив? С кем вы предпочитаете работать? Какие человеческие и профессиональные качества являются для вас определяющими?

Люди приходят к нам, как правило, сами. Многие артисты приходили в качестве зрителей и потом становились частью команды, а кто-то специально ехал с другого края страны, чтобы попасть к нам в театр. “ВелесО” — это сотворческое движение. Волонтеры, помощники, артисты, художники — это и есть наш театр. А совпадение по духу — определяющий критерий. Существует это совпадение или нет, становится понятно очень быстро обеим сторонам.

Команда, кстати, собирается со всего мира. Например, помощник режиссера Наталья Киселева приехала из Арабских Эмиратов. А редактор Валерия Меркулова постоянно живет в Болгарии.

Для меня команда — это и все те, кто помогал нам собирать средства на разные проекты театра на Planeta.ru. Так, всем миром мы поставили “Священный полет цветов”, так построили конюшню, а сейчас ведем сбор средств на купол для манежа, чтобы была возможность тренироваться и ставить спектакли зимой. Надеюсь, что и здесь все сложится удачно.

Что кроме спектаклей предлагает ваш театр?

Много интересного. Мы проводим и экскурсии по театру, и фотосессии с конями, и литературные чтения, и сеансы общения с лошадьми. Еще организуем разные мастер-классы для детей, например по изготовлению игрушек из сена.

В скором времени ждем в гости две театральные школы. Ребята посмотрят спектакль-квест, а после мы пообщаемся всей нашей командой у костра, будем задавать друг другу вопросы. Сотворчество для нас важно и в общении со зрителями тоже. Они не должны быть просто пассивными наблюдателями, потому что зрители и есть основная составляющая театра.

Вы один из самых востребованных актеров своего поколения. Как вам удается совмещать личный проект со сторонними проектами? Ждать ли в ближайшее время новых ролей в кино и театре? И если ждать, то когда и каких?

Распределяю время как могу. Приоритет — “ВелесО” и семья. У меня растет маленькая дочка Ева, все свое свободное время я хочу уделять ей. Она — целая планета, очень люблю наблюдать за ней, меняться вместе с ней...

В Театре Наций в Москве продолжаю играть в спектаклях “Идиот” и “Шведская спичка”.

Что касается кино, то участвую только в тех картинах, которые трогают, задевают какие-то струны в душе. И если съемки не совпадают по срокам с подготовительным периодом к новому сезону в театре. Сейчас снимаюсь сразу в нескольких кинопроектах, но говорить о них пока рано.

Зато уже скоро на телеэкраны должен выйти многосерийный фильм с моим участием — “Обитель” Александра Велединского по одноименному роману Захара Прилепина.

Чаще всего меня, конечно, можно увидеть в “ВелесО”. Так что, пользуясь случаем, приглашаю читателей журнала к нам в театр! velesokolo.ru

Фотографии предоставлены театром

Популярные события

  • Выставки
  • Концерты
  • Спектакли
  • Фестивали
Выходные в городе

Свежий номер
Where St.Petersburg

декабрь 2019



Лучшие заведения по версии Where

Новости

 
 
Япония? Сейчас!
 
 
Императорские бранчи
 
 
Изысканная инновация
 
 
“Тайга” зовет
 
 
Hangar bar на Фурштатской

© 2016, ООО «Рекламотив»
БАЗА ДАННЫХ САЙТА И ВСЕХ ЕГО ПОДДОМЕНОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ООО «РЕКЛАМОТИВ» И ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОМ.
САЙТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕНТ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЛИЦ МЛАДШЕ 16 ЛЕТ (16+).