Виртуальная “Опера — всем”

IX музыкальный фестиваль “Опера — всем” пройдет с 8 по 22 августа 2020 года. Правда, в этом году максимально доступен он будет лишь в виртуальном мире: в телевизионных трансляциях и в Интернете.

Беседовала Елена Остожьева

Фестиваль откроется 8 августа на Соборной площади Петропавловской крепости “Борисом Годуновым” Модеста Мусоргского. 12 августа на Елагином острове перед Елагиноостровским дворцом прозвучит опера Александра Даргомыжского “Русалка”. 16 августа на площади Растрелли перед Смольным Собором исполнят оперу Винченцо Беллини “Капулетти и Монтекки”. Завершится фестиваль 22 августа виртуозной оперой Моцарта “Волшебная флейта” на Парадном плацу Екатерининского дворца в Пушкине.

Неизменный “рулевой” и музыкальный руководитель фестиваля —маэстро Фабио Мастранджело.

— Вы каждый год открываете фестиваль русской оперой. Чем она вас так пленяет?

— Да. Каждый год мы начинаем с русской оперы. Как же можно иначе! Мы же в России. Знаете, в 2015 году у Вагнера и Верди были огромные, значительные юбилеи, и меня неприятно поразило, что Даниэль Баренбойм, будучи на тот момент главным дирижером “Ла Скала” (а “Ла Скала” — главный театр Италии!), открыл сезон оперой Вагнера. И я считаю это сильным оскорблением. Хотелось бы спросить у господина Баренбойма, согласились бы в Байройте начинать юбилейный сезон Вагнера с оперы Верди? Наверняка нет. При этом я не сомневаюсь в профессионализме Баренбойма. Он суперуважаемый дирижер и музыкант. Но нужно помнить о стране, где ты творишь. Я уже почти десять лет являюсь гражданином Российской Федерации. И очень горжусь этим. Что ни в коем случае не предательство по отношению к моей родине, Италии, которую я трепетно люблю. Но Россию я люблю не меньше. Поэтому считаю своим долгом начинать фестиваль в Санкт-Петербурге с русской оперы. Я убежден, что именно так и надо делать.

— Почему в этом году вы выбрали “Бориса Годунова”?

— Вот опять. Вы задаете вопрос, а у меня получается целая история. “Борис Годунов” Мусоргского — одна из самых завораживающих репертуарных опер и одна из самых любимых у меня, как дирижера и музыканта. Мы очень долго обсуждали её постановку. И если быть честным до конца, я хотел дождаться Десятого, юбилейного, фестиваля. Но, когда и Виктор Высоцкий (арт-директор фестиваля), и Юлия Стрижак (директор театра “Мюзик-Холл”), и многие в команде чуть ли не хором говорят: “Давайте поставим ‘Бориса Годунова!’” — Как тут не согласиться! Эту оперу я очень люблю. Давно хотелось ее исполнить, особенно предварительную первую редакцию. Правда, мы решили вставить в нее польский акт. Можно сказать, что в мою жизнь вернулась старая-старая любовь.

— Вы всегда очень тщательно выбираете площадку для каждого спектакля. По какому принципу вы это делаете? Есть ли взаимосвязь между содержанием оперы и местом ее показа?

— На этот вопрос нет однозначного ответа. Всегда существует несколько факторов, влияющих на наш выбор. Традиционно мы открываем фестиваль в Петропавловке. Поскольку мы последние пять-шесть лет точно знаем, где пройдет открытие, мы выбираем русскую оперу, которая подойдет для исполнения в крепости. По отношению к остальным спектаклям — мы сначала выбираем оперу, а потом место для нее.

— Что кроме “Бориса Годунова” прозвучит на фестивале?

— Еще одна опера, которую давно хотели поставить, “Русалка” Даргомыжского. Без шуток, но вот еще одна история. Мы много раз говорили: “Надо ставить, надо ставить”. И не ставили. А тут на наше решение повлиял тот факт, что в прошлом году мы давали “Майскую ночь” Римского-Корсакова, и непогода помешала ее доиграть. Это был один из трех случаев за все годы проведения фестиваля, когда мы не смогли играть до конца. К сожалению, погода была ужасной. Закончить было невозможно физически, несмотря на весь героизм музыкантов и певцов. Так что мы остались в долгу и перед публикой, и перед дирижером Владимиром Ланде. Поэтому мы искали некое продолжение прошлогодней истории, чтобы и Володя имел возможность продирижировать оперой целиком, и чтобы прерванная дождем тема продолжалась. Мы решили, что “Русалка” Даргомыжского идеально подходит. Мы ее играем на Елагином острове, рядом много воды и зелени. Подходящее место для русалок.

Затем будет изысканная опера Беллини “Капулетти Монтекки”. Мы долго-долго размышляли об опере Гуно “Ромео и Джульетта”, но она неимоверно длинная. А мы с самого начала решили, что оперы будут идти максимум два часа или два пятнадцать, без перерыва. Ограничивать себя несколькими шикарными моментами из оперы Гуно не хотелось. “Капулетти и Монтекки” Беллини — опера компактная: несколько небольших купюр позволяют сократить ее до двух часов и семи минут. Да, компромисс. Но компромисс минимальный. Место исполнения искали так, чтобы оно имело оттенки Италии и какое-то отношение к Италии. Вот и выбрали площадь перед Смольным собором — не будем забывать, что его автор итальянец Растрелли.

— Вы там уже играли что-то, если я не ошибаюсь.

— На первом фестивале мы исполняли там “Страсти по Матфею” митрополита Илариона (Алфеева). Опер там прежде никогда не играли. Так что мы вернулись на эту площадку через восемь лет с Беллини.

Еще одна наша традиция — закрывать фестиваль в Пушкине, перед Екатерининским дворцом. Там мы уже сыграли несколько опер Моцарта: “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан” и “Похищение из сераля”. В этом году пришла очередь “Волшебной флейты” — самой масонской из всех опер Моцарта.

— Вы будете дирижировать всеми спектаклями?

— Я дирижирую тремя из четырех: открытие, закрытие и, разумеется, оперой Беллини. Владимир Ланде, который, к сожалению, в прошлом году не смог до конца продирижировать “Майскую ночь” Римского-Корсакова, будет дирижировать “Русалкой” Даргомыжского.

— Кого из исполнителей вы пригласили?

Традиционно фестиваль отличается международным составом исполнителей. В этом году из-за пандемии и закрытых границ выступают только российские музыканты. Но мы ничуть не огорчены этим фактом: уровень мастерства российских певцов очень высокий. Главные партии исполнят артисты Мариинского театра, Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, театров “Мюзик-Холл”, “Зазеркалье” и “Санктъ-Петербургъ Опера”, московского театра “Новая Опера”. В постановках также участвуют симфонический оркестр театра “Мюзик-Холл” “Северная Симфония”, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, оперный хор Санкт-Петербургского театра “Мюзик-Холл” и Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга.

— Каких ограничений ждать зрителям?

— Главное ограничение в том, что фестиваль по большей части пройдет в онлайн-формате. При этом каждый спектакль покажут на своей онлайн-площадке. Всё детально расписано на сайте Мюзик-Холла. У нас будет некоторое количество приглашенных зрителей, включая петербургских врачей, при соблюдении всех необходимых мер предосторожности: измерение температуры на входе, обязательные маски, шахматная рассадка. Думаю, в настоящий момент, и наша задача, как организаторов фестиваля, да и всего человечества, идти вперед, надеяться на лучшее, делать все, чтобы это лучшее пришло. Никогда не сдаваться. Ведь сдаваться не в наших традициях.

Но, как безумный оптимист, я очень рад, что нам не пришлось отменить фестиваль. Думаю, это огромный результат. И это очень нам поможет психологически. Мы с нетерпением ждём нашу первую юбилейную дату, и надеемся масштабно отметить в 2021 году десятилетие фестиваля.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра “Мюзик-Холл”