Андрей Дьяченко: “Я хочу доказать, что нужно знать творчество английского художника”
Фотография предоставлена пресс-службой мероприятия

Андрей Дьяченко: “Я хочу доказать, что нужно знать творчество английского художника”

23 августа 2022

23 августа в Библиотеке им. А. С. Грибоедова пройдет лекция “Территория Обри Бердслея”. Проведет встречу переводчик, член Международной ассоциации иискусствоведов Андрей Петрович Дьяченко, который рассказал, что ждет слушателей на ней, и почему творчество американского художника занимает важное место в истории искусства.

— Андрей Петрович, вы уже проводили лекции в библиотеке имени М. Ю. Лермонтова, расскажите, как началось ваше сотрудничество?

— Шесть лет назад меня пригласило общество “Полония”, в связи с юбилеем польского театрального режиссера Анджея Вайды, прочитать лекцию про его жизнь и творчество. После этого меня стали приглашать по тематикам, связанным с народами России и бывшими советскими республиками. Очень компетентный куратор Надежда Добрянская решила, что стоит продолжить со мной сотрудничество.

— Что вы расскажете слушателям на лекции “Территория Обри Бердслея”?

— Я вижу свою миссию в том, чтобы имена, которые были отправлены в забвение получили освещение в ходе моих изложений. Например, 150 лет со дня рождения Обри Бердслея — это очень крупная дата, под которую можно было организовать целый фестиваль, освещающий особенности костюма, интерьера той эпохи. Бердслей тематизировал черную маску, костюм с обилием разных декоративных элементов, камзол XVIII века. К сожалению, эта дата осталась незамеченной, она даже не фигурирует в календарях памятных дат. Я решил взять эту миссию на себя и одному мне трудно, потому что приходят люди, которым незнакомо имя Обри Бердслея. Я хочу доказать, что нужно знать творчество английского художника. Мы по-прежнему живем в парадигме культа современности, который начался с периода хрущевской оттепели и до сих пор не прекращается. Во всем мире много книг и материалов о Бердслее, мы можем обойти рестораны и набрать десяток меню, салфеток, подставок под пиво оформленных в его стиле. И это я не говорю про серьезные монографии. Имя было значительным для культуры Санкт-Петербурга!

— Все-таки у нас чаще делают фестивали про русских выдающихся личностей, например, Пушкин или Лермонтов…

— Да, конечно, но некоторые зарубежные имена настолько глубоко погружены в нашу культуру, что можно было бы и о них сделать фестивали. Например, про Шекспира, правда? Что касается Пушкина и Лермонтова… Я обоих связываю с Бердслеем. Пушкина потому, что его иллюстрировал Билибин, а это бердслеевская певучая линия. Лермонтов — это черная маска и все те художники, которые иллюстрировали “Маскарад” в эпоху начала XX века. Поэтому Пушкин и Лермонтов будут фигурировать в моей лекции.

— Про семью художника встречаются пестрые заголовки в различных материалах, будете ли вы это освещать?

— В большом количестве не буду, в основном станем говорить про творчество. Меня поразила история про родителей Бердслея. Они обошли при венчании церковь против солнца и про это много говорили и сплетничали. Ведь обычно религиозные люди знают, как правильно обходить храмы при венчании и священники должны были это заметить и направить супружескую пару. Тогда им кто-то сказал, что от этого брака родится дьявол. Как вы понимаете, он не родился, но в художнике присутствовали демонические нотки, которые взрывали существующую художественную жизнь и нарушали нравственные запреты, ломали устоявшиеся традиции. Тут мы видим смену парадигмы, которую он сделал. Я очень не люблю слово “перезагрузка” применительно к гуманитарным наукам, но, когда кто-то из знаменитых поэтов сказал, что Иосиф Бродский “перезагрузил” поэзию, наверное, это остроумно и хлестко. Я думаю, что можно выразиться современным языком и сказать, что Обри Бердслей “перезагрузил” мировую графику, добавив туда черно-белые контрасты и певучую линию.

— Почему на лекции стоит цензор 16+?

— Это, конечно, не детский художник, но ценз выставляла библиотека. Хотя у меня была статья, где подчеркивалась, что многие мастера детской литературы брали сказочный слой работ Бердслея и по-своему его разворачивали на страницах детской литературы. Но поскольку у художника были и неприличные рисунки, то библиотека имеет право опасаться, что я их могу принести на выставку. Но я обещал, что ничего такого не будет. Надеюсь, что лекция пройдет хорошо.

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31