Ольга Петрова: “Конкурс для композитора — стимул, стимул и ещё раз стимул для творчества, развития и, в хорошем смысле, азарта”

Ольга Петрова: “Конкурс для композитора — стимул, стимул и ещё раз стимул для творчества, развития и, в хорошем смысле, азарта”

9 октября 2021

9 октября в Театре музыкальной комедии состоится финал и торжественное награждение лауреатов XV Открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова в номинации “Песня и эстрадный романс”. Немного об особенностях конкурса, его жюри и участниках рассказала композитор и дочь Андрея Петрова Ольга Петрова.

Елена Остожьева

— Нынешний конкурс 15-й. Чем он похож на предыдущие, а чем отличается от них?

— Похож тем, что это всё тот же Конкурс имени композитора Андрея Петрова. Как и каждый нечётный конкурс, он проходит в номинации “Песня и эстрадный романс”. А отличается от предыдущих небольшим экспериментом — появлением новой номинации “Андрей Петров 21 века”. В ней представлены кавер-версии песен или мелодий Андрея Петрова. В финале прозвучит три композиции. Посмотрим, как всё пройдёт, и решим, будем ли продолжать её в будущем.

— Как родилась идея этой новой номинации?

— Лет 15—17 назад к 75-летию Андрея Петрова компания “Бомба-Питер” и её создатель и бессменный руководитель Олег Грабко собрали музыкантов самых разных направлений — поп, рок, джаз, эстрада — и предложили сделать кавер-версии музыки Андрея Павловича. Наиболее интересные номера вошли в диск, который получил название «Андрей Петров 21 века. Коктейль для композитора», и прозвучали на концерте. Мы вспомнили про этот проект, вдохновились им и объявили новую номинацию. На неё пришло 30 заявок, три лучших кавер-версии прозвучат 9 октября.

— Чем в этом году порадовал, удивил или, может быть, разочаровал конкурс?

— Порадовал, как всегда, количеством заявок. Их было больше четырёхсот. Удивил? Да нет, ничем, пожалуй, не удивил и не разочаровал. Было много интересного, разнообразного. В то же время, было много похожих друг на дружку, стандартно одинаковых, как с общим знаменателем написанных песен. Ну, это неизбежно. Так всегда бывает.

— Как конкурс менялся за годы своего существования?

— Конечно, с каждым конкурсом, мы —“Фонд Андрея Петрова” — как организаторы приобретаем опыт, учитываем просчёты или промахи, которые были совершены в предыдущие годы. При этом мы всегда придерживаемся каких-то основных принципов. Прежде всего, анонимность участников, которая гарантирует абсолютную беспристрастность членов жюри. И выбор по принципу оригинальности, яркости, новизны в сочинении. Думаю, благодаря этому, конкурс за время своего существования приобрёл репутацию профессионального и честного музыкального соревнования. Конкурс развивается, увеличивается количество заявок и участников. Полагаю, во многом, благодаря репутации, которую мы заработали за эти годы. Не случайно мы переименовали конкурс из всероссийского в открытый конкурс композиторов. Он открыт для всех, желающих принять в нём участие, независимо от возраста, места жительства, географического положения и образования.

— Конкурс проводится ежегодно, при этом номинации чередуются. В чётные годы — симфоническая музыка, в нечётные — эстрадная песня или эстрадный романс. Как и почему родилась эта традиция?

— Традиция чередовать номинации, наверное, подсказана обстоятельствами. Во-первых, симфоническая музыка пишется долго, это большой кропотливый труд и, пожалуй, ежегодно появление множества ярких сочинений маловероятно. Также очень сложно чисто организационно проводить ежегодно конкурс в двух номинациях. Финансовый аспект, естественно, тоже важен, поскольку субсидий, которые мы получаем на проведение конкурса, сразу в двух номинациях явно недостаточно.

— Как проходит отбор участников? Сколько произведений и в какой срок они должны предоставить жюри?

— Объявляется конкурс. На сайте публикуется положение, то есть, условия и правила проведения конкурса, устанавливаются крайние сроки подачи заявок. Делается определённая рекламная рассылка о том, что конкурс объявлен, и начинается сбор заявок. Как правило, к участию в конкурсе допускаются все заявки. Но иногда на первом туре выясняется, что человек по ошибке прислал симфоническое сочинение на конкурс в эстрадной номинации или пьесу для скрипки и рояля на симфонический конкурс. Естественно, подобные заявки отметаются и не участвуют в конкурсе.

— Заявки из каких городов и стран вы получили в этом году?

— Заявок было много — четыреста семьдесят. В основном, из России — из восьмидесяти городов и населенных пунктов нашей страны. Также мы получили заявки из Белоруссии, Украины, США, Бельгии, Эстонии и Германии.

© Андрей Юрьев

— Что сложнее: писать самой или судить работы других? Насколько вы строгий критик?

— Дело в том, что я никогда на этом конкурсе не судила участников. Я отношусь к организаторам, к художественному руководству, в члены жюри не вхожу. Поэтому не могу сравнивать. Полагаю, писать труднее, чем судить.

— Кто в этом году входит в жюри конкурса?

— В этом году впервые возглавляет жюри потрясающий, по-настоящему легендарный, композитор, автор музыки к множеству кинофильмов Эдуард Артемьев. Впервые в жюри вошёл продюсер, музыкант, основатель и лидер московской группы “Мегаполис” Олег Нестеров. Снова войдёт в жюри дирижёр Сергей Скрипка, на счету которого запись музыки к большинству картин, снятых на “Мосфильме”. Также судить конкурсантов будут петербургский композитор и аранжировщик Станислав Важов, композитор и руководитель Музыкального театра детей Марина Ланда, профессор, доктор искусствоведения, музыкальный критик Константин Учитель, певица и автор песен Светлана Сурганова, пианист, композитор и аранжировщик Александр Богачёв и музыкант, певец, актёр Максим Леонидов.

— Зачем композиторам нужны конкурсы? Что они дают?

— Мне кажется, конкурсы композиторам очень нужны. Это важная составляющая творческой жизни. В наше время композитору, особенно пишущему симфоническую музыку, очень трудно быть услышанным. Нужен оркестр, нужен дирижёр, нужен концертный зал. Как правило, афиши симфонических концертов состоят из классиков, из давно проверенных авторов, и очень редко что-то новое включается в репертуар оркестра. Поэтому конкурс даёт композитору стимул заняться творчеством, написать сочинение в надежде, что оно будет исполнено. Финалисты в симфонической категории получают возможность прозвучать в прославленном Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии в исполнении симфонического оркестра, с онлайн трансляцией на весь мир.

Думаю, для композитора — это здорово! Даже если он не победит, сам факт того, что его произведение будет исполнено в таком зале — прекрасен. С песнями дело обстоит несколько иначе. Песню можно самому напеть и запустить в интернет. Правда, далеко не все умеют петь. А тут предоставляется прекрасный шанс услышать свою песню в исполнении замечательных солистов, в сопровождении одного из лучших камерных эстрадных оркестров, на сцене легендарного Театра музыкальной комедии. Так что конкурс для композитора — стимул, стимул и ещё раз стимул для творчества, для развития и, в хорошем смысле, азарта.

— Какова материальная составляющая победы?

— В номинации “Эстрадная песня” автор, занявший первое место, получает 125 тысяч рублей, второе — 100 тысяч, третье — 75 тысяч. И еще три диплома — по 20 тысяч рублей. Победитель в номинации “Андрей Петров 21 века” получает денежный приз в размере 35 тысяч рублей и сертификат от студии “Интерсаунд” на профессиональную запись своего произведения.

— Отслеживаете судьбы победителей и лауреатов? Как складывается их судьба и творчество?

— Наши победители и лауреаты, как правило, становятся нашими друзьями и коллегами. Наши пути перекрещиваются и дальше. Многие не по одному разу участвуют в конкурсе, хорошо знают его и с удовольствием вновь и вновь присылают свои заявки. Песни победителей иногда звучат в концертах, которые “Фонд Андрея Петрова” проводит в разных городах. Надеюсь, что и в этом году будет также. У нас впереди семь концертов Всероссийского фестиваля Андрея Петрова. В первой, скажем так, части Фестиваля прошли концерты в Казани, Майкопе и Нальчике. Думаю, песня-победитель конкурса композиторов войдет в программу одного из предстоящих фестивальных концертов.

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5