Русский провинциальный портрет без прикрас и условностей
Неизвестный художник. Семейный портрет смоленского купца Якова Яковлевича Щокотова. 1841 г.

Русский провинциальный портрет без прикрас и условностей

15 октября 2022
Когда:
15 октября 2022 - 4 декабря 2022

Первое, что увидит зритель на новой временной выставке в Центральном выставочном зале “Манеж”, — его собственное отражение в зеркалах. Этот взгляд на себя без прикрас и условностей задаст направление для восприятия представленных экспонатов.

15 октября Центральный выставочный зал “Манеж” совместно с Угличским государственным историко-архитектурным и художественным музеем, Государственной Третьяковской галереей и Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником открывает экспозицию “Зерцало”, посвященную истории русского провинциального портрета XVIII—XIX вв. Она предлагает по-новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре.

Сценографию и драматургию проекта придумала архитектор Анна Ильина. Каждая деталь здесь готовит зрителя к погружению в историю. Детали прошлого служат строительным материалом для создания нового.

Неизвестный художник. Портрет купеческой семьи Щокотовых. 1844 г.

На первом этаже представлена жизнь купечества. Оформление отсылает к допетровский архитектурной традиции, традиционному быту и ремесленничеству. Сначала зритель попадает в замкнутое пространство (аналог жилой комнаты), затем проходит в открытый октагон (аллюзия на выход “в свет”, общественное пространство). Второй этаж посвящён жизни “высокого” сословия — знати и духовенства. Из условной усадебной портретной галереи посетителям предстоит перейти в условный “Бельведер” (постройка европейского образца).

“Истоки провинциального портрета восходят к середине XVII века, когда иконопись как единственный регламентированный вид станкового искусства, строго подчиненный канонам православной церкви, начинает уступать место зарождающемуся светскому искусству, — комментирует куратор выставки Светлана Зенина. — В живописи появляется новая форма изображения человека – ‘парсуна’ (от слова ‘персона’), знаменующая переход от каноничных иконописных образов к изображению человека ‘с живства’ (с натуры), к первым попыткам передать сходство и характер”.

После путешествий Петра I по Европе и последовавших за ними масштабных реформ в российском изобразительном исскусстве появились новые художественные идеалы. Не смотря на то, что первенствовали “большие жанры”, аллегории и городские панорамы, это время вошло в историю русского искусства как век портрета.

В начале XIX века практически в каждом городе был свой художник, а в большинстве зажиточных домов появилась портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, священнослужители обращались к местным портретистам, которые старательно переносили на холсты образы заказчиков.

Выставка “Зерцало” познакомит со стилистическими особенностями ранних провинциальных портретов и с “лицами” эпохи с помощью портретов духовенства, купечества, детских и семейных изображений.

Фотографии предоставлены PR-службой ЦВЗ “Манеж”

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31