Воображавшие будущее
Владимир Баранов-Россинэ. Норвежская рапсодия. Зимний мотив из Троньема. До 1917. ГРМ

Воображавшие будущее

15 июля 2021
Когда:
15 июля 2021 - 4 октября 2021

Русский музей возобновил диалог друзей-врагов — итальянского и русского футуризма. До 4 октября в Михайловском замке открыта выставка “Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций”.

В Россию впервые приехали 26 шедевров итальянского футуризма из миланского собрания Джанни Маттиоли. Рядом с произведениями Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини и Марио Сирони выставлена живопись и графика Валентина Баранова-Россинэ, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Аристарха Лентулова, Александры Эксетер и Казимира Малевича. Собранные в одном пространстве картины русских и итальянских футуристов помогают понять своеобразие, сходство и различия каждой национальной версии этого художественного движения. 

Начало XX века наглядно показало, что будущее человечества связано с техническим прогрессом, в ходе которого симбиоз машин и людей создаст более интенсивные формы чувственности и новое искусство. В своем творчестве футуристы пытались вообразить это будущее, полагаясь на фантазию и радикализм. Они фанатично проповедовали новаторство во всём и яростно отвергали традиции и культуру прошлого.

Агрессивным милитаристским духом пронизан весь итaльянcкий фyтypизм. В изданном в 1909 году программном “Пepвoм мaнифecтe фyтypизмa” Филиппо Томмазо Mapинeтти прославлял войну, как “единcтвeнную гигиeну миpa”. Он призывал coкpyшить мopaлизм, paзpyшить мyзeи и библиoтeки, yтвepдить “ниcпpoвepгaющee и зaжигaтeльнoe нacилиe” и coздaть нoвyю кpacoтy — кpacoтy cкopocти.

В 1910-е годы творческая программа итальянского футуризма нашла отклик в разных странах мира, включая Россию. При этом отечественные художники яростно возражали, когда их воспринимали филиалом итальянского футуризма, считая себя прогрессивнее и авангарднее основоположников этого течения. “г-н Маринетти, проповедующий старую дребедень — банален и пошл; годен только для средней аудитории и ограниченных последователей”, — заявлял Михаил Ларионов.

Русские футуристы черпали вдохновение в примитивной, народной живописи, лубке, иконописи и фольклоре, всячески подчёркивая свою антибуржуазность. В своём манифесте они разоблачали “ничтожество Куприных, Блоков, Сологубов, Чёрных и прочих c высоты небоскребов”. Небоскреб, попиравший формы классической архитектуры, служил символом духа-победителя мирового футуристического будущего.

И в жизни, и в искусстве русские футуристы призывали конструировать будущее. Мастерская стала для них лабораторией, где на холстах они создавали новые динамические формы визуальности, новые практики письма и рассматривания картин, “чтобы писалось и смотрелось во мгновение ока”.

Изображения предоставлены пресс-службой Русского музея

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31