В Государственном историческом музее “транслируют” “Сны Сибири”
Зандан Дугаров. Лось и Медведь. 2014

В Государственном историческом музее “транслируют” “Сны Сибири”

28 ноября 2022
Где:
Государственный исторический музей. Москва, Пл. Революции, 2/3
Когда:
28 октября 2022 - 30 января 2023

Фонд развития науки и культуры “Таволга” отмечает 130-летие Транссибирской магистрали масштабной выставкой, посвящённой далёкому и не очень прошлому Приуралья, Сибири и Дальнего Востока.

Иммерсивная экспозиция “Сны Сибири” в Государственном историческом музее объединила археологию, современное искусство и передовые экспозиционные технологии, чтобы рассказать о древней истории и многообразии культур регионов, расположенных по пути следования Транссиба.

Вниманию посетителей представлены интересные находки, обнаруженные на территориях, через которые пролегает Великий Сибирский путь, как еще называют Транссибирскую магистраль: артефакты неолита, зооморфные образы железного века и удивительные композиции, относящиеся к пермскому звериному стилю. Привлекают внимание копии тысячелетних каменных стел. Они выполнены в натуральную величину на основе специально построенной трехмерной модели. Помогают погрузиться в исторический и культурный контекст тактильные экспонаты, дополненные звуковыми и визуальными эффектами, а также этикетками со шрифтом Брайля.

Художественное решение в оформлении залов напоминает о разнообразии природы Сибири и Дальнего Востока. Посетителям предлагают “пройти сквозь лес, горы и степи, наполненные архитектурными и скульптурными формами”. Многие считают Сибирь таинственной, необъятной и суровой землей, которая, тем не менее, столетиями влечет к себе людей и дарит им свое богатство. Возможно, именно поэтому художник проекта Пётр Бирюков главным символом выставки сделал притягательный и загадочный женский образ-аллегорию Сибири.

“В одном из залов выставлены работы современных художников, которые в своей практике обращаются к археологическому наследию Сибири, — комментирует искусствовед Кирилл Светляков. — Это не только использование некоторых образов или элементов стилевого языка, но также поиски культурной идентичности в условиях постмодерна. Так древние памятники из первых залов вступают в диалог с образцами неоархаики”.

Олег Комаров. Триптих из бубнов “Кедрокорни”. 2021

Удивительные панно Олега Комарова выполнены из бересты, кожи и дерева. Художник часто использует в своих работах объекты, найденные в природе, а в качестве основы выбирает формы шаманских бубнов или рамок, похожих на те, что использовались для растягивания шкур. Больше всего творения Комарова напоминают пластические рельефы, похожие на ритуальные предметы или музыкальные инструменты. Использование разнообразных корней, напоминающих человеческие фигуры, позволяет художнику уйти от классического антропоморфизма и включить ту или иную фигуру в более сложный ассоциативный ряд.

Сергей Ануфриев представил на выставку эмали из серии “12 шаманов”. Мастер давно изучает древнее и традиционное искусство сибирских народов, славян и древних мировых цивилизаций. При этом он никогда не использует прямое цитирование исходного материала, ориентируясь не на внешние характеристики, а на внутреннюю логику его формообразования. Ануфриев способен разглядеть художественный образ в самом неожиданном природном и рукотворном явлении или объекте. Особое место в его творчестве занимают маски и изображения солнца.

Создавая серию керамики “Космос кочевника”, Татьяна Ерошенко отталкивалась от знаков-символов эпохи бронзы, когда люди почти на всем изображали солярные знаки, символизирующие и обозначающие движение звезд, планет и светил. Поскольку человек эпохи бронзы зависел от сил природы, от стихий, от солнца, эти знаки являлись также талисманом и оберегом. Крупные блюда серии “технологически выполнены на гипсовых формах из цветных масс”. Поскольку 12 лет назад, когда создавалась эта работа, в России еще не продавались в свободном доступе массы разных производителей, работы выполнялась из местных глин, которые не очень пластичны, но в данном случае трещины работают на образ и отсылают к артефактам давно ушедшей эпохи.

Александр Баранмаа. Человек-птица. 2007

Одна из программных тем камнереза Александра Баранмаа — шаманизм. С ней связаны фигуры “Человек-Птица” (чугунная отливка) и “Человек-Птица” (искусственный серпентинит). Первоначальный вариант скульптуры был сделан в красном граните без предварительной разработки, ныне — в частной коллекции. Этот вариант был скопирован и отлит из искусственного серпентинита. После творческой командировки на чугунолитейный завод в город Касли автор разработал новый вариант для литья из чугуна, где металл дает новую техническую возможность, придает легкость композиции.

Зандан Дугаров. Лось и Медведь. 2014

Бронзовые, каменные и нефритовые скульптуры Зандана Дугарова — аллюзии на тотемы и образы легендарных прародителей народов Бурятии. Гоа-Марал или “прекрасная лань” — прародительница монголов. Эхирит и Булагат — герои, от которых берут своё начало бурятские племена. Согласно одной из легенд оба они являются сыновьями Пёстрого Налима, по другой легенде Эхирит рожден от Сивого пороза (быка), а Булагат — от Пёстрого Налима и береговой расщелины озера Байкал. Некоторые из форм, созданных Дугаровым, напоминают кости, а словом “кость” — якан — булагаты и эхириты называют племя.

Даши Намдаков. Царица. 2001

В знаменитых скульптурах Даши Намдакова отчетливо просматриваются мотивы искусства коренных народов Восточной Сибири. Важное место в его творчестве занимает анималистический жанр. Именно здесь художник обнаруживает свое умение видеть характерное и особенное в живой природе. Скульптура “Царица” — гимн красоте материнства. Черная пантера ассоциируется с яростью матери, защищающей свое потомство. Движение гибкого тела грациозно, и в сильной мускулатуре, выпущенных когтях грозного зверя застыло предупреждение.

Экспонаты из своих коллекций предоставили Государственный исторический музей, Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова, Чердынский краеведческий музей им. А. С. Пушкина, а также Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук.

В рамках выставки в музее запланирована обширная лекционная программа для детей и взрослых, проводится серия artist и public talks с известными учеными, которые расскажут о многообразии культурных и исторических традиций народов Сибири. В экскурсионную программу вошли экскурсии для слабослышащих на русском жестовом языке.

Фотографии предоставлены PR-службой организаторов выставки

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5