Якутское мифологическое сознание
В музее Эрарта для посетителей открыта выставка Анны Осиповой “Средний мир” — увлекательное живописное фэнтези, в котором образы древнетюркской мифологии врываются в ткань современности. Куратор экспозиции Владимир Назанский рассказал, чем интересны работы современного художника.
— Владимир, расскажите, как музей Эрарта принял решение подготовить персональную выставку якутской художницы Анны Осиповой?
Музей Эрарта был задуман, как общероссийский, с начала формирования коллекции мы стараемся собирать и экспонировать работы художников из многих регионов страны. Анна Осипова известна в Сибири, а для нас она стала первым современным из Якутии художником, который выставляется в Эрарте. Два года мы переписывались, смотрели работы художницы, но из-за пандемии не могли представить их нашим посетителям.
— Что такое современное якутское искусство?
— Это довольно древний народ, живший когда-то на юге Сибири, но под воздействием монгольских племен он постепенно переселялся на север и стал обретать ту территорию, на которой находится сейчас. В их творчестве сделан упор на мифологические и фольклорные ходы, связанные с развитием новой национально-культурной идентичности, которые переплетаются с архаикой и прошлым. Особенность якутов в том, что они все православные, но при этом они все шаманисты и у сохраняется память о древней тюркской религии: Тенгри и Умай. Тенгри — небесный Бог, а Умай — богиня-мать, богиня земли и плодородия. Одна из работ художницы так и называется “Умай” — это триптих, на котором представлено женское божество. Данная картина показывает, как мифология перетекает в современность.
Анна Осипова. Умай. 2019. Триптих
— Расскажите подробнее о работах Анны Осиповой, что выделяет ее среди других художников?
— Художник — это не тот, кто просто умеет рисовать, а тот, кто создает свой мир, свой стиль, свою тематику. Образный ряд Анны Осиповой создает особую фантазийную реальность, здесь сливаются воедино все времена и эпохи. В работах художницы представлены не только палеозийские миражи, тюркская архаика, фольклорные моменты, народные традиции. Например, картина “Алгыс” связана с возрождением особенного этнического праздника, когда собирается несколько тысяч якутов, затем они начинают эпическое круговое движение. В целом, в работах Анны Осиповой задействован широкий спектр разновременных и разнопространственных культурных символов, одновременно присутствующих в сознании современного человека, здесь встречаются мотивы сибирской архаики и знаки буддисткой культуры, и даже античные Пегасы. А в работе “Глубины” словно представлены слои времени, начиная от древнейших форм жизни в виде аммонитов Юрского периода, поднимаясь к человеку — к неолитическим петроглифам, к фрагментам античного портика и дальше. Картины художницы отличаются активным цветом и очень активным использованием линий, они образуют ритм, вибрируют, создают напряжение. Авторская манера художницы ни на кого не похожа и обладает высоким уровнем узнаваемости.
— Почему выставка получила название “Средний мир”?
Многие люди лишены исторической памяти, но Анна Осипова словно живет во многих мирах и временах одновременно. В традиционном якутском восприятии считается, что у человека есть три души и есть три мира: верхний, нижний и средний. В этом мифологическом сознании нижний мир населяют темные силы, чудовища; верхний мир — светлые небесные боги. А так как Анна Осипова живет в среднем мире, где мы все находимся, действуем, живем, то и ее творчество происходит в среднем мире. В среднем мире сталкиваются все силы и все времена, этот мир был бы невозможен без прошлого, которое влияет на настоящие и направляет будущее.
— Музей Эрарта часто готовит особенное оформление для каждой новой экспозиции, что именно было сделано тут?
— Здесь есть видео, которое показывает бескрайние холмы Сибири, они хоть и сняты в Хакасии, а не в Якутии, но передают общее ощущение. Также мы сделали бивни мамонта, чтобы посетители могли проникнуться духом сибирской архаики и выбрали оттенок стен.
— Выставка открыта до 3 июля, почему ее стоит посетить?
Петербургский зритель сможет погрузиться в “средний мир” якутского мифологического сознания, в иное художественное пространство. Выставка является отчасти постмодернистским фэнтези на тему новой идентичности. Здесь есть ритм, энергия, страсть, стиль. Здесь не скучно.