
Исследование туркестанского авангарда
Департамент культуры города Москвы и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына подготовили выставочный проект “Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920—1960-е годы”.
Проект исследует туркестанский авангард, в котором соединились традиции русской академической художественной школы и русской философии, а также многогранное революционное футуристическое искусство России начала XX столетия, с привнесением традиций узбекского орнаментализма и яркости восточных красок. Представленные произведения объединяет творчество и истории о художниках-авангардистах и коллекционерах, сохранивших для потомков их искусство. Это художники, работавшие в Средней Азии: Александр Волков, Виктор Уфимцев и Александр Николаев (Усто-Мумин) — создатели целой художественной школы XX века в советском Туркестане.
“Вопросу, как русские деятели визуальной культуры повлияли на художественные процессы как на Востоке, так и на Западе, посвящается уже третий проект, который я делаю в Доме русского зарубежья. На сей раз он о художниках-авангардистах, обосновавшихся в Туркестане. Экспозиция строится на пересечении судеб трех больших художников, ‘трех мушкетеров’. Удивительное переплетение судеб, отразившееся в их произведениях, заворожит всех любителей живописи”, — рассказывает куратор, автор идеи выставки, искусствовед Любовь Агафонова.
Выставка проходит в рамках многочастного проекта “Изменившие мир: российские художники и меценаты и формирование нового искусства в XX веке: Восток и Запад”. Проект состоит из более 60 экспонатов живописи и графики, фотоматериалов, книг, созданного ранее документального фильма “Ловцы солнца”, а также специально изданной к выставке книги.
Изображения предоставлены пресс-службой мероприятия