“Китайский ритуальный сосуд”
21 декабря Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную значению бронзовых ритуальных сосудов в культуре Китая.
В эпоху правления династии Шан (1640—1046 гг. до н. э.) в Китае появилась технология изготовления бронзы. Бронзовые сосуды использовались исключительно для ритуальных жертвоприношений. А каждый сосуд имел подходящую форму и размер в зависимости от того, как его собирались применять: для приготовления, подогрева или хранения еды, напитков, подносимых духам и предкам в качестве жертвы. Также сосуды из прочной бронзы использовались для письменной фиксации законов, последней воли и наследственных прав, например, права собственности на землю.
Расцвет изготовления бронзовых сосудов пришелся на эпоху Мин (1368—1644 гг.). В бронзу, керамику и фарфор стали добавлять древесную, бамбуковую и каменную крошку. В результате появились сосуды, которые стали классикой декоративно-прикладного искусства Китая, а понятие “курильницы сюаньдэ” превратилось в синоним “китайской бронзовой курильницы”.
“Бронза занимает важнейшее место в культуре Китая. Этот металл считался символом достатка и власти, определял положение в социуме, регулировал государственные и религиозные отношения. Считалось, что правитель, как верховный посредник между небом и землей, владел и самым ценным ресурсом страны — металлом, и бронзовым сосудом, который соединил в себе ценность металла и технологий его обработки”, — рассказал куратор выставки, старший научный сотрудник музея, японист Сергей Шандыба.
Различные типы китайских, японских, тибетских сосудов покажут в полной мере, что этот предмет значит для ритуально-обрядовой и творческой жизни Востока. В выставочном зале разместят более 50 традиционных сосудов — вазы, курильницы, сосуды для жертвенной еды. А дополнят экспозицию гравюры, акварели, скульптурные изображения, амулеты.
Среди самых ярких экспонатов — курильница в виде Лудуня, мифического существа с телом льва, рогом носорога, когтями медведя, чешуей рыбы и хвостом быка (Китай, XVII в.), курильница в стиле мастера Ши Соу (Китай, XVII в.), акварель с изображением алтаря предков семьи Чжао из коллекции академика В. М. Алексеева (Китай, начало XX в., экспонируется после длительной реставрации).
Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного музея истории религии