“Маузер”: вторая редакция
6 декабря на Новой сцене имени Вс. Мейерхольда представят вторую редакцию спектакля “Маузер” знаменитого греческого мастера Теодороса Терзопулоса.
Премьеру играли в марте 2020 года на Основной сцене Александринского театра, впервые за его историю в силу противоковидных ограничений без зрителей с одновременной трансляцией в режиме реального времени на платформе Триколор.
В декабре 2023 года действие второй, авторской редакции Теодороса Терзопулоса “Маузера” перенесено с парадной исторической сцены в строгое, интеллектуальное пространство Новой сцены имени Вс. Мейерхольда.
Автор пьесы — немецкий драматург, режиссёр, крупнейшая фигура немецкого театра после Бертольта Брехта Хайнер Мюллер (1929—1995). Его драматургия не имела должной сценической судьбы на российской сцене. А “Маузер” на сцене Александринского театра стал первой полной сценической версией пьесы Хайнера Мюллера в нашей стране.
“Маузер” был написан в 1970 году как третья часть экспериментального триптиха, первая пьеса из этого ряда — “Филоктет”, вторая — “Гораций”. Триптих, опираясь на теорию и практику дидактической драмы Брехта, одновременно полемизирует с ней. Сюжет “Маузера” описывает собой особый судебный процесс, где, подобно античной драме и, как и у Брехта, действуют Герои и Хор. Хайнер Мюллер обращается к роману Михаила Шолохова “Тихий Дон”, точнее к эпизоду, описывающему службу Бунчука в Революционном трибунале Донского ревкома. Слышны в пьесе и мотивы “Конармии” Исаака Бабеля.
“Навеянная дидактической драмой ‘Высшая мера’ Брехта и погруженная в эпоху гражданской войны в России между большевиками и защитниками царского режима, пьеса описывает и представляет своеобразный судебный процесс. — комментирует Теодор Терзопулос. — ‘Маузер’ раскрывает изначальную динамику насилия, которая может проявиться в ходе всякой революции, уводя ее, пусть временно, но кардинально, от изначальных целей и делая их достижение, даже в далеком будущем, крайне сомнительным. В рамках такой перспективы революция как социальный феномен приобретает, помимо своих политических черт, ещё и глубоко гуманистическую или, точнее, онтологическую сторону.”
В спектакле заняты: народные артисты России Николай Мартон и Игорь Волков, заслуженная артистка России Елена Немзер, артисты Дмитрий Бутеев, Николай Белин, Максим Яковлев, Тимур Акшенцев, Владимир Маликов, Виталий Сазонов и другие.
Фотографии © Владимир Постнов (предоставлены отделом по внешним связям Александринского театра)