Художественные страхи, травмы и фантазии миллениалов

Художественные страхи, травмы и фантазии миллениалов

3 марта 2021

Миллениалами, или Поколением Y называют тех, кто родились в период 1980-х — 1990-х годов и вступил в новое тысячелетие в юном возрасте.

Для художников этого поколения характерна сложность самоидентификации и пристальное внимание к проблеме самопрезентации. Они концентрируются на рассказе о своем индивидуальном опыте, страхах, травмах и фантазийных мирах.

Выставка “Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве” в Мраморном дворце Русского музея выстроена, преимущественно, на петербургском материале. Её создатели отказались от жесткого возрастного ценза, используя понятие, связанное со сменой поколений.

Характерными чертами нового поколения художников является смещение границ личного и публичного, автобиографизм, желание в искусстве говорить об индивидуальном опыте.

Миллениалы ведут живой художественный диалог с городом, где живут, выводя искусство на улицы и в общественное пространство. В творчестве многих авторов присутствует особое отношение к материалу и технике исполнения. Они умышленно делают сильный акцент на “внешней стороне” искусства. Так у Константина Беньковича и Антонины Ватхуллиной рисунок перестаёт быть просто рисунком: они смело выводят его в трёхмерное пространство. Татьяна Ахметгалиева “проводит линии” нитями, а не карандашем. Леонида Цхэ процесс рисования интересует больше конечного результата. Иван Тузов собирает мозаику не из стекла или камня, а из пикселей. Егор Крафт “берёт в соавторы” искусственный интеллект — художник загружает в него изображения древнеримских скульптур и барельефов и поручает машинным алгоритмам восстановить утраченные элементы. Максим Свищёв создаёт трёхмерные художественные объекты по законам компьютерной графики.

Кураторы разделили экспозицию на три части — “Диалог с материалом”, “Внутри себя” и “Среда обитания”.

“Диалог с материалом” раскрывает одну из главных тенденций: переосмысление традиционных художественных техник и поиск современного художественного языка. В 2010-е в графике родилось новое направление “активное рисование”. Для него характерно увлечение изображением фигур в непривычных ракурсах, создание эффекта движения с помощью “смазанных” линий и сохранение связи с материалом в век интернет медиа.

Материал становится и носителем смысла, и темой творчества, и инструментом, и объектом художественного осмысления. Так Константин Бенькович работает с механической решёткой. Надежда Косинская “рисует” гвоздями. Александр Цикаришвили выбирает органические материалы. Петра Дьякова интересует, в первую очередь, процесс взаимодействия скульптора с материалом — движения рук, прикосновение, ритм.

Второй раздел не случайно назван “Внутри себя”. Миллениалы самоцентричны, погружены в себя и остро нуждаются в самовыражении.

Рождение и развитие интернета — ключевое событие в становлении поколения. Тридцатилетние активно живут и творят в виртуальном пространстве. В их произведениях причудливо переплетены объективная реальность, фантазии, страхи и ассоциации. Художники трансформируют личные переживания в психоделические миры и вычурные коллажи, “заселённые” вымышленными персонажами, невиданными растениями и экстравагантными высказываниями.

Третий раздел выставки погружает зрителя в “Среду обитания” миллениалов. Тридцатилетние придают особое значение возможности “вывести свои работы во внешний мир”. Возможно, именно поэтому они столь часто обращаются к стрит-арту. Вот только превращение граффити в музейные экспонаты — процесс неоднозначный. Изъятые из городской среды они теряют свою индивидуальность, а иногда и смысл.

Многие молодые художники в художественных высказываниях, связанных с городской средой, используют работу с текстом. Экспериментальные словесные ребусы на стенах — фирменный знак Владимира Абиха. Максим Има воспроизводит “подслушанные диалоги” нарочито простым почерком. Павел Плетнев предпочитает создавать уличные инсталляции, которые он сознательно размещает по отдельности, подчеркивая ощущение одиночества. Покрас Лампас покрывает своими шрифтовыми композициями огромные площади.

Рассматривать и анализировать живопись, графику, скульптуру, объекты, инсталляции и видео миллениалов в Мраморном дворце можно до 14 июня 2021.

Изображения предоставлены пресс-службой Русского музея

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5