Мир танца Саши Кукина
17 и 18 апреля на Новой сцене Александринского театра пройдёт III фестиваль современного танца “Пятилетка”.
Рождение уникального фестиваля, проводимого один раз в 5 лет, связано с творчеством легендарного хореографа и педагога Саши Кукина. Именно он основал первую не только в Петербурге, но и в России профессиональную компанию современного танца (Театр танца Саши Кукина). В этом году хореографу исполняется 70 лет, а его труппе — 30 лет.
Директор дома “Каннон Данс” Вадим Каспаров сравнивает Сашу Кукина с Дон Кихотом, “у которого есть высокие цели и принципы, и который бьется за современный танец”. Долгие годы хореограф делает всё возможное, чтобы современный танец стал важной частью российской культуры. Через его классы и театр прошли тысячи учеников, многие из которых впоследствии заявили о себе как самобытные, яркие хореографы и артисты.
Название фестиваля глубоко символично для петербургской танцевальной сцены. Оно связано с памятью места — ДК Первой пятилетки. Ведь именно он стал первой городской площадкой, где современный танец был представлен на постоянной основе. ДК Первой пятилетки служил домом для школы танца “Каннон Данс” Натальи и Вадима Каспаровых, Театра танца Саши Кукина, Театра танца “Игуан” Нины Гастевой и Михаила Иванова. В его стенах появился на свет один из самых известных международных фестивалей современного танца в России — OPEN LOOK.
Фестиваль “Пятилетка” хранит память об этом знаковом месте. Публику ждут спектакли известных российских хореографов, site-specific перформанс, public talks. При этом особое внимание будет уделено петербургской танцевальной сцене и ее представителям разных поколений. Главные фестивальные события — показы работ Саши Кукина разных лет и премьера режиссерской версии документального фильма “Саша Кукин” (2021, режиссер Павел Скоробогатов).
Мероприятия фестиваля будут транслироваться онлайн, что позволит максимально расширить аудиторию.
17 АПРЕЛЯ 2021
МЕДИАЦЕНТР
Елена Чурилова (Санкт-Петербург)
“Сначала выйди”
Елена Чурилова: “Эта работа — о том, что вера в себя стала тайным знанием. Представьте себе пространство, где сбываются все мечты и желания, где есть место фантазии. Представьте, что это пространство внутри вас. Почему бы не жить в нём? В этом весь вопрос! Может быть, сначала необходимо покинуть ‘отчий дом’? Это спектакль о тайной жизни и выборе, который делает человек, отрицающий власть страха и наоборот. О том, что человек обречен на счастье, но он попросту не умеет быть счастливым!”
Видео: Полина Кожевникова
Исполнители: Майя Селезнева, Полина Сонис
Продолжительность: 30 минут
Танцевальная компания “Воздух” (Краснодар)
“На старт! Внимание! Стоп”.
Зрителям вместе с танцорами предстоит найти ответы на непростые вопросы. Что делать, когда желание двигаться и желание остановиться возникают одновременно? Стартовать, но поменять путь? Остаться на месте и смотреть на пробегающих? Искать поддержки болельщиков или не отвлекаться от процесса?
Музыка: Tzusing — Post-Soviet Models, Oleg Stepanov — Refreshing Youth
Постановка, исполнение: Юлия Блохина, Любовь Перова
Анна Климакова (Санкт-Петербург)
Blackout
Анна Климакова: “Blackout — это попытка показать нашу темноту. Мы не видим ничего за черными экранами телефонов, не слышим крики о помощи в наушниках, разучились разговаривать друг с другом. Я хочу попытаться вернуться к естеству, к настоящему. Чтобы люди больше общались, смеялись, обнимались и жили. Я хочу показать мир глазами ребенка, так как его глаза еще видят, его уши еще слышат, а сердце — говорит. Хочу, чтобы мы учились у детей. Они настоящие… Пока.
Система, мир высоких технологий и скоростей делают свое дело. Нам некогда слушать ветер, некогда обнимать дерево, некогда чувствовать дождь. Некогда жить. Я хочу, чтобы мы не забывали, кто мы и зачем мы здесь. Мы пришли любить и быть счастливыми. Давайте выходить из темноты”.
Исполнители: Игорь Ткаченко, Вячеслав Ларькин, Олеся Лайкова, Татьяна Ершова, Любовь Якшова, Анфиса Яшина
Композитор: Вадим Михайлов
Саунд-дизайнер: Ксения Пономарева
Художник по костюмам: Елена Соколова
Продолжительность: 30 минут
НОВАЯ СЦЕНА
“Cаша Кукин”
Фильм сняли к 70-летию Саши Кукина и 30-летию Sasha Kukin Dance Company, первой в России профессиональной компании современного танца. В 1978 году после приезда в СССР легендарного Пола Тейлора Саша увлекается современным танцем, а в начале 1990-х основывает свою танцевальную труппу. За эти годы сложился самобытный танцевальный язык хореографа, поставлено множество замечательных спектаклей. В сюжете три драматических линии: линия главного героя — Саши Кукина, линия истории труппы и линия её нынешних участников. Камера наблюдает за жизнью компании, фиксирует процесс репетиции спектаклей, выступления артистов на сцене, а также жизнь хореографа вне студии. Из полифонии голосов, мыслей, мнений складывается многогранный мир танца Саши Кукина. В картине использована уникальная видео и фотохроника из личного архива хореографа.
Режиссер: Павел Скоробогатов
Продолжительность: 15 минут
Театр танца Саши Кукина (Санкт-Петербург)
“Разговор с Мерсом”
Саша Кукин: “Я посвятил спектакль Мерсу Каннингему. И не только потому, что Мерс — один из главных моих учителей. Просто возникла идея сделать что-то на стыке моей техники и техники Каннингема”.
Спектакль строится на трёх типах танцевальных фраз — Мерса Каннингема, Саши Кукина и фраз, составленных из элементов техник обоих хореографов. Фразы Каннингема взяты из спектаклей Summerspace, Second Hand, Tread, Ocean, Antic Meet, Sounddance, Rainforest и Loose Time. Фразы Кукина сочинены для этой работы специально. “Смикшированные фразы” сочинялись без привязки к конкретным работам Каннингема и Саши Кукина.
Хореография: Саша Кукин, Мерс Каннингем
Исполнители: Анастасия Синцова, Ирина Яценко, Полина Дубровкина
Костюмы: Алексей Уланов
Продолжительность: 25 минут
Александр Челидзе (Санкт-Петербург — Франкфурт-на-Майне), Сабина Яппарова (Санкт-Петербург)
Дуэт из балета “1234”
Балет “1234” объединил четырёх хореографов из разных стран и артистов ведущих балетных театров России. Художественный руководитель проекта и автор концепции — Юрий Смекалов. В “1234” нет деления на “классиков” и “экспериментаторов”. Каждый из артистов владеет многими танцевальными языками и демонстрирует разнообразие способов говорить с помощью тела, движения и жеста. Эмоционально, энергетически насыщенный дуэт Александра Челидзе и солистки Михайловского театра Сабины Яппаровой — один из самых ярких эпизодов этого спектакля.
Хореография: Юрий Смекалов
Композитор: Бхима Юнусов
Исполнители: Александр Челидзе, Сабина Яппарова
Продолжительность: 7 минут
Inner Company, совместный проект Константина Чистякова и Константина Кейхеля (Санкт-Петербург)
Inner I
Константин Чистяков Константин Кейхель © Виктория Назарова
Константин Кейхель: “Inner I — тизер спектакля, который будет показан на Новой сцене Александринского театра 6 мая 2021. Концепция Inner Company — не называть работы, дабы не навязывать ложного восприятия. Произведение искусства говорит с человеком на его внутреннем языке и рождается заново бесконечное количество раз в сознании каждого. Для нас это история о пути из небытия в небытие. История о потере себя, контроля, основы”.
Режиссура и продюсирование: Константин Кейхель, Константин Чистяков
Хореография: Константин Кейхель
Композитор, медиахудожник: Константин Чистяков
Художник по свету: Ксения Котенёва
Исполнители: Максим Клочнев, Юлиана Анфимова, Татьяна Фомушкина, Светлана Бажина, Семен Матвеев, Дамир Смаилов, Анастасия Бояринцева, Татьяна Ершова
Продолжительность: 12 минут
Театр танца Саши Кукина (Санкт-Петербург)
“Свобода”
Саша Кукин: “Понятие свободы касается разных сторон человеческой жизни. И о танце можно сказать — ‘свободный’, особенно если речь идет о современном танце. Ведь изначально это один из его синонимов. С точки зрения идеи — независимый и нонконформистский. С точки зрения техники — аутентичный. По внешнему впечатлению — непринужденный и раскованный. В словаре синонимов понятию ‘свободный’ соответствует, среди множества прочих, — бесконтрольный. Но танец на сцене не может быть неорганизованным и бесконтрольным. Так как же уживаются в танце свобода и порядок, хаос и контроль? Как раз об этом наша работа”.
Хореография: Саша Кукин
Музыка: Стив Райх, Трент Резнора, группы Plaid
Костюмы: Ирина Алексеева
Исполнители: Анастасия Синцова, Ольга Петрова, Полина Дубровкина, Николай Насенков
Продолжительность: 25 минут
18 АПРЕЛЯ 2021
МЕДИАЦЕНТР
Маргарита Царева (Санкт-Петербург)
Addiction Error
Ложная зависимость. Пренебрегать своими интересами и мечтами ради комфорта или выгоды другого человека уже давно вошло в общепринятую норму отношений. Любое постоянство способно вызвать привыкание, страх потери — зависимость.
Спектакль создан при поддержке Дома танца Kannon Dance в рамках проекта Another Angle of Art.
Хореограф-постановщик: Маргарита Царева
Исполнители: Олеся Лайкова, Анжелика Дубинина, Даниил Левищев
Декорации: Илья Шалашов
Саунд-дизайнер: Вадим Китаев
Продолжительность: 25 минут
Ксения Бурмистрова (Екатеринбург)
“Это мое место”
Ксения Бурмистрова: “Это мой первый опыт работы в качестве хореографа и исполнителя в коллаборации с режиссером. Процесс создания был живой, про ‘здесь и сейчас’ — я погружалась в рефлексию, поиски, исследование материала, благодаря техникам и методам, предложенным Еленой Холодовой. Для меня это оказался очень личный спектакль, подводящий итоги моей жизни в Краснодаре, работы в театре балета, участия в танцевальной компании ‘Воздух’, рассказывающий о моей личности, о среде, в которой я выросла, и о моменте жизни, в котором нахожусь сейчас”.
Елена Холодова: “В процессе создания мы отказались от внешних источников и создавали материал из собственных размышлений, снов, воспоминаний, так как для нас было важно раскрыть именно ‘свой’ танец. К работе подключился композитор Владимир Бочаров, создавший музыкальное полотно, которое связало атмосферу и концепцию в нужный саунд-дизайн. Работа получилась, с одной стороны, очень личная, живая, а с другой стороны — она дает возможность зрителю соприкоснуться со своим собственным местом, почувствовать, где оно, и каково это — быть в нем”.
Хореография, исполнение: Ксения Бурмистрова
Режиссер: Елена Холодова
Композитор: Владимир Бочаров
Продолжительность: 35 минут
НОВАЯ СЦЕНА
Валерия Каспарова (Санкт-Петербург)
Проект “Голоса”
За каждой танцевальной фразой этой уникальной постановки скрываются различные этнические армянские танцы, которым больше 2000 лет. В течение нескольких недель танцовщицы и хореограф изучали этот материал, пропускали его через себя и создавали нечто совершенно новое, вдохновляясь древними движениями.
Музыка, используемая в спектакле, написана выдающимся армянским композитором и музыкантом Тиграном Амасяном нашего времени. Опираясь на сокровищницу древней культуры Армении, он придает музыке совершенно новое и современное звучание, которое отзывается в сердце каждого человека вне зависимости от национальности. И при этом мелодии не теряют своей изначальной этнической уникальности и красоты. То есть в целом эту постановку можно смело называть шагом в армянский контемпорари-фолк танец.
Голоса, звуки, музыка… Они раздаются изнутри или снаружи? Звучат в унисон или каждый по отдельности? Громко или тихо? Решительно или сомневаясь? Враждуют между собой или создают гармонию? Все зависит только от того, что вы захотите услышать…
Хореограф: Валерия Каспарова
Музыка: Tigran Hamasyan, Jacaszek
Исполнители: Катя Ивонина, Ника Калинина, Лиза Ротачева, Оля Огородникова, Аделина Алчинова, Лера Тонгак
Продолжительность: 20 минут
Виктория Арчая (Москва)
“Триптих. Автопортрет”
Виктория Арчая: “Перед зрителем предстает автопортрет, спрятанный в триптихе. Личная история, рассказанная на языке хореографии. Фрида Кало, Петр Ильич Чайковский, Хазрат Инайат Хан — три фигуры, три истории, три стержня, обнажающих и одновременно укрывающих суть автора. Вектор Фриды направлен вовне. Она широка и олицетворяет силу, вырывающуюся наружу и готовую идти до конца. Направленность Чайковского — внутрь. Его мир невыразимо тонок и соткан из нитей. Хазрат простирается во всех направлениях одновременно. Он присутствует везде, созерцая происходящее в этом мире — как жизнь сменяет смерть, как разлетаются песочные города, и одно столетие следует за другим….
У каждого из них есть свое направление и свое звучание, а какое звучание того, чей портрет спрятан в триптихе? Из немоты этот персонаж находит свой голос. В словах близкой сердцу песни, поднимающейся из глубины. Наверное, из той самой точки, в которую попадает вся эта история. Кровь и песочные города…”
Хореограф, режиссер: Виктория Арчая
Куратор, продюсер: Мария Егорова
Исполнители: Виктория Арчая, Мария Егорова
Продолжительность: 40 минут
Майя Селезнева (Санкт-Петербург)
Gone
Любовь, снежный рок и запрещенные игры трех рогатых созданий в условиях низких температур. Олени, гормоны, бунт молодости и цикл жизни-смерти северных святых чудовищ.
Постановка, хореография: Майя Селезнева
Исполнители: Анна Баркалова, Евгения Кринкина, Анна Соломкина
Продолжительность: 18 минут
Театр танца Саши Кукина (Санкт-Петербург)
“Бах, опус 1043”
Саша Кукин: “Это моя седьмая попытка соединить танец с концертами Баха. Первая — ‘Бранденбургский концерт’ — побудила Ольгу Пону заняться модерном и по сути дала толчок появлению в Челябинске Театра современного танца. Две других — ‘1060’ и Ex tempore — вошли в репертуар двух американских трупп (Kim Robards Dance и Dance Construction). Каждый раз, берясь за такую работу, я преследую лишь одну цель — хоть в чем-то соответствовать этой гениальной музыке”.
Хореография: Саша Кукин
Костюмы: Сергей Ларионов
Исполнители: Анастасия Синцова, Полина Дубровкина, Майя Элмурадова, Николай Насенков
Продолжительность: 16 минут
Ольга Васильева (Санкт-Петербург)
“Я наравне с другими”
Ольга Васильева: “Соло — одна из самых сложных форм в постановке. Обнаженная, личная, честная история. У тебя есть только один Человек, которому ты предлагаешь мысль, вдохновляешься личностью, и ему она обязательно должна быть близка и резонировать, иначе истории не получится. Соло — это всегда откровение”.
Композитор: Ф. С. Блум, Нильс Фрам
Хореограф: Ольга Васильева
Исполняет: Алина Гужва
Продолжительность: 7 минут
Денис Бородицкий (Москва)
Silence
Денис Бородицкий: “Чем больше я думаю об этой работе, чем больше я вкладываю смыслов, общаясь с артистами, тем меньше мне хочется говорить об этом. Я благодарен, что в это время есть люди, которые вдохновляют меня и готовы на откровение, на желание разделять пространство и время, просто молчать…”
Хореография: Денис Бородицкий
Ассистент хореографа: Наталья Кушнарчук
Исполнители: Евгений Сурмин, Софья Магжанова, Валерия Юдина, Эрнест Петравичюс
Продолжительность: 8 минут
Лилия Бурдинская (Санкт-Петербург)
Soul
Танец — это душа. Только она терпима к другим душам.
Хореография и исполнение: Лилия Бурдинская
Продолжительность: 25 минут
Театр танца Саши Кукина (Санкт-Петербург)
“Гравитация”
Идея спектакля возникла из суммы впечатлений от фильмов Вима Вендерса “Небо над Берлином”, “Небо над Берлином 2” и музыки Лори Андерсон. Протяни руку — и её пожмёт ангел. Но если этого желания нет, то и крылья ангела перестанут быть крыльями желаний. Он останется просто наблюдателем, если вообще не покинет тебя навсегда.
Хореография: Саша Кукин
Музыка: Лори Андерсон
Костюмы: Алина Латыпова
Исполнители: Ирина Яценко, Анастасия Синцова, Майя Элмурадова, Николай Насенков
Продолжительность: 25 минут
Подробное расписание и билеты: open-look.ru
Фотографии предоставлены PR-службой фестиваля