Мир танца Саши Кукина

Мир танца Саши Кукина

17 апреля 2021

17 и 18 апреля на Новой сцене Александринского театра пройдёт III фестиваль современного танца “Пятилетка”.

Рождение уникального фестиваля, проводимого один раз в 5 лет, связано с творчеством легендарного хореографа и педагога Саши Кукина. Именно он основал первую не только в Петербурге, но и в России профессиональную компанию современного танца (Театр танца Саши Кукина). В этом году хореографу исполняется 70 лет, а его труппе — 30 лет.

Директор дома “Каннон Данс” Вадим Каспаров сравнивает Сашу Кукина с Дон Кихотом, “у которого есть высокие цели и принципы, и который бьется за современный танец”. Долгие годы хореограф делает всё возможное, чтобы современный танец стал важной частью российской культуры. Через его классы и театр прошли тысячи учеников, многие из которых впоследствии заявили о себе как самобытные, яркие хореографы и артисты.

Название фестиваля глубоко символично для петербургской танцевальной сцены. Оно связано с памятью места — ДК Первой пятилетки. Ведь именно он стал первой городской площадкой, где современный танец был представлен на постоянной основе. ДК Первой пятилетки служил домом для школы танца “Каннон Данс” Натальи и Вадима Каспаровых, Театра танца Саши Кукина, Театра танца “Игуан” Нины Гастевой и Михаила Иванова. В его стенах появился на свет один из самых известных международных фестивалей современного танца в России — OPEN LOOK.

Фестиваль “Пятилетка” хранит память об этом знаковом месте. Публику ждут спектакли известных российских хореографов, site-specific перформанс, public talks. При этом особое внимание будет уделено петербургской танцевальной сцене и ее представителям разных поколений. Главные фестивальные события — показы работ Саши Кукина разных лет и премьера режиссерской версии документального фильма “Саша Кукин” (2021, режиссер Павел Скоробогатов).

Мероприятия фестиваля будут транслироваться онлайн, что позволит максимально расширить аудиторию.

17 АПРЕЛЯ 2021

МЕДИАЦЕНТР

Елена Чурилова (Санкт-Петербург)

“Сначала выйди”

© Полина Кожевникова

Елена Чурилова: “Эта работа — о том, что вера в себя стала тайным знанием. Представьте себе пространство, где сбываются все мечты и желания, где есть место фантазии. Представьте, что это пространство внутри вас. Почему бы не жить в нём? В этом весь вопрос! Может быть, сначала необходимо покинуть ‘отчий дом’? Это спектакль о тайной жизни и выборе, который делает человек, отрицающий власть страха и наоборот. О том, что человек обречен на счастье, но он попросту не умеет быть счастливым!”

Видео: Полина Кожевникова

Исполнители: Майя Селезнева, Полина Сонис

Продолжительность: 30 минут

Танцевальная компания “Воздух” (Краснодар)

“На старт! Внимание! Стоп”.

© Танцевальная компания “Воздух”

Зрителям вместе с танцорами предстоит найти ответы на непростые вопросы. Что делать, когда желание двигаться и желание остановиться возникают одновременно? Стартовать, но поменять путь? Остаться на месте и смотреть на пробегающих? Искать поддержки болельщиков или не отвлекаться от процесса?

Музыка: Tzusing — Post-Soviet Models, Oleg Stepanov — Refreshing Youth

Постановка, исполнение: Юлия Блохина, Любовь Перова

Анна Климакова (Санкт-Петербург)

Blackout

Анна Климакова: “Blackout — это попытка показать нашу темноту. Мы не видим ничего за черными экранами телефонов, не слышим крики о помощи в наушниках, разучились разговаривать друг с другом. Я хочу попытаться вернуться к естеству, к настоящему. Чтобы люди больше общались, смеялись, обнимались и жили. Я хочу показать мир глазами ребенка, так как его глаза еще видят, его уши еще слышат, а сердце — говорит. Хочу, чтобы мы учились у детей. Они настоящие… Пока.

Система, мир высоких технологий и скоростей делают свое дело. Нам некогда слушать ветер, некогда обнимать дерево, некогда чувствовать дождь. Некогда жить. Я хочу, чтобы мы не забывали, кто мы и зачем мы здесь. Мы пришли любить и быть счастливыми. Давайте выходить из темноты”.

Исполнители: Игорь Ткаченко, Вячеслав Ларькин, Олеся Лайкова, Татьяна Ершова, Любовь Якшова, Анфиса Яшина

Композитор: Вадим Михайлов

Саунд-дизайнер: Ксения Пономарева

Художник по костюмам: Елена Соколова

Продолжительность: 30 минут

НОВАЯ СЦЕНА

Cаша Кукин”

© Светлана Аввакум

Фильм сняли к 70-летию Саши Кукина и 30-летию Sasha Kukin Dance Company, первой в России профессиональной компании современного танца. В 1978 году после приезда в СССР легендарного Пола Тейлора Саша увлекается современным танцем, а в начале 1990-х основывает свою танцевальную труппу. За эти годы сложился самобытный танцевальный язык хореографа, поставлено множество замечательных спектаклей. В сюжете три драматических линии: линия главного героя — Саши Кукина, линия истории труппы и линия её нынешних участников. Камера наблюдает за жизнью компании, фиксирует процесс репетиции спектаклей, выступления артистов на сцене, а также жизнь хореографа вне студии. Из полифонии голосов, мыслей, мнений складывается многогранный мир танца Саши Кукина. В картине использована уникальная видео и фотохроника из личного архива хореографа.

Режиссер: Павел Скоробогатов

Продолжительность: 15 минут

Театр танца Саши Кукина (Санкт-Петербург)

“Разговор с Мерсом”

© Иван Петров

Саша Кукин: “Я посвятил спектакль Мерсу Каннингему. И не только потому, что Мерс — один из главных моих учителей. Просто возникла идея сделать что-то на стыке моей техники и техники Каннингема”.

Спектакль строится на трёх типах танцевальных фраз — Мерса Каннингема, Саши Кукина и фраз, составленных из элементов техник обоих хореографов. Фразы Каннингема взяты из спектаклей Summerspace, Second Hand, Tread, Ocean, Antic Meet, Sounddance, Rainforest и Loose Time. Фразы Кукина сочинены для этой работы специально. “Смикшированные фразы” сочинялись без привязки к конкретным работам Каннингема и Саши Кукина.

Хореография: Саша Кукин, Мерс Каннингем

Исполнители: Анастасия Синцова, Ирина Яценко, Полина Дубровкина

Костюмы: Алексей Уланов

Продолжительность: 25 минут

Александр Челидзе (Санкт-Петербург — Франкфурт-на-Майне), Сабина Яппарова (Санкт-Петербург)

Дуэт из балета “1234”

Балет “1234” объединил четырёх хореографов из разных стран и артистов ведущих балетных театров России. Художественный руководитель проекта и автор концепции — Юрий Смекалов. В “1234” нет деления на “классиков” и “экспериментаторов”. Каждый из артистов владеет многими танцевальными языками и демонстрирует разнообразие способов говорить с помощью тела, движения и жеста. Эмоционально, энергетически насыщенный дуэт Александра Челидзе и солистки Михайловского театра Сабины Яппаровой — один из самых ярких эпизодов этого спектакля.

Хореография: Юрий Смекалов

Композитор: Бхима Юнусов

Исполнители: Александр Челидзе, Сабина Яппарова

Продолжительность: 7 минут

Inner Company, совместный проект Константина Чистякова и Константина Кейхеля (Санкт-Петербург)

Inner I

Константин Кейхель: “Inner I — тизер спектакля, который будет показан на Новой сцене Александринского театра 6 мая 2021. Концепция Inner Company — не называть работы, дабы не навязывать ложного восприятия. Произведение искусства говорит с человеком на его внутреннем языке и рождается заново бесконечное количество раз в сознании каждого. Для нас это история о пути из небытия в небытие. История о потере себя, контроля, основы”.

Режиссура и продюсирование: Константин Кейхель, Константин Чистяков

Хореография: Константин Кейхель

Композитор, медиахудожник: Константин Чистяков

Художник по свету: Ксения Котенёва

Исполнители: Максим Клочнев, Юлиана Анфимова, Татьяна Фомушкина, Светлана Бажина, Семен Матвеев, Дамир Смаилов, Анастасия Бояринцева, Татьяна Ершова

Продолжительность: 12 минут

Театр танца Саши Кукина (Санкт-Петербург)

“Свобода”

© Евгения Романовская

Саша Кукин: “Понятие свободы касается разных сторон человеческой жизни. И о танце можно сказать — ‘свободный’, особенно если речь идет о современном танце. Ведь изначально это один из его синонимов. С точки зрения идеи — независимый и нонконформистский. С точки зрения техники — аутентичный. По внешнему впечатлению — непринужденный и раскованный. В словаре синонимов понятию ‘свободный’ соответствует, среди множества прочих, — бесконтрольный. Но танец на сцене не может быть неорганизованным и бесконтрольным. Так как же уживаются в танце свобода и порядок, хаос и контроль? Как раз об этом наша работа”.

Хореография: Саша Кукин

Музыка: Стив Райх, Трент Резнора, группы Plaid

Костюмы: Ирина Алексеева

Исполнители: Анастасия Синцова, Ольга Петрова, Полина Дубровкина, Николай Насенков

Продолжительность: 25 минут

18 АПРЕЛЯ 2021

МЕДИАЦЕНТР

Маргарита Царева (Санкт-Петербург)

Addiction Error

Ложная зависимость. Пренебрегать своими интересами и мечтами ради комфорта или выгоды другого человека уже давно вошло в общепринятую норму отношений. Любое постоянство способно вызвать привыкание, страх потери — зависимость.

Спектакль создан при поддержке Дома танца Kannon Dance в рамках проекта Another Angle of Art.

Хореограф-постановщик: Маргарита Царева

Исполнители: Олеся Лайкова, Анжелика Дубинина, Даниил Левищев

Декорации: Илья Шалашов

Саунд-дизайнер: Вадим Китаев

Продолжительность: 25 минут

Ксения Бурмистрова (Екатеринбург)

“Это мое место”

© Дарья Попова

Ксения Бурмистрова: “Это мой первый опыт работы в качестве хореографа и исполнителя в коллаборации с режиссером. Процесс создания был живой, про ‘здесь и сейчас’ — я погружалась в рефлексию, поиски, исследование материала, благодаря техникам и методам, предложенным Еленой Холодовой. Для меня это оказался очень личный спектакль, подводящий итоги моей жизни в Краснодаре, работы в театре балета, участия в танцевальной компании ‘Воздух’, рассказывающий о моей личности, о среде, в которой я выросла, и о моменте жизни, в котором нахожусь сейчас”.

Елена Холодова: “В процессе создания мы отказались от внешних источников и создавали материал из собственных размышлений, снов, воспоминаний, так как для нас было важно раскрыть именно ‘свой’ танец. К работе подключился композитор Владимир Бочаров, создавший музыкальное полотно, которое связало атмосферу и концепцию в нужный саунд-дизайн. Работа получилась, с одной стороны, очень личная, живая, а с другой стороны — она дает возможность зрителю соприкоснуться со своим собственным местом, почувствовать, где оно, и каково это — быть в нем”.

Хореография, исполнение: Ксения Бурмистрова

Режиссер: Елена Холодова

Композитор: Владимир Бочаров

Продолжительность: 35 минут

НОВАЯ СЦЕНА

Валерия Каспарова (Санкт-Петербург)

Проект “Голоса”

За каждой танцевальной фразой этой уникальной постановки скрываются различные этнические армянские танцы, которым больше 2000 лет. В течение нескольких недель танцовщицы и хореограф изучали этот материал, пропускали его через себя и создавали нечто совершенно новое, вдохновляясь древними движениями.

Музыка, используемая в спектакле, написана выдающимся армянским композитором и музыкантом Тиграном Амасяном нашего времени. Опираясь на сокровищницу древней культуры Армении, он придает музыке совершенно новое и современное звучание, которое отзывается в сердце каждого человека вне зависимости от национальности. И при этом мелодии не теряют своей изначальной этнической уникальности и красоты. То есть в целом эту постановку можно смело называть шагом в армянский контемпорари-фолк танец.

Голоса, звуки, музыка… Они раздаются изнутри или снаружи? Звучат в унисон или каждый по отдельности? Громко или тихо? Решительно или сомневаясь? Враждуют между собой или создают гармонию? Все зависит только от того, что вы захотите услышать…

Хореограф: Валерия Каспарова

Музыка: Tigran Hamasyan, Jacaszek

Исполнители: Катя Ивонина, Ника Калинина, Лиза Ротачева, Оля Огородникова, Аделина Алчинова, Лера Тонгак

Продолжительность: 20 минут

Виктория Арчая (Москва)

“Триптих. Автопортрет”

Виктория Арчая: “Перед зрителем предстает автопортрет, спрятанный в триптихе. Личная история, рассказанная на языке хореографии. Фрида Кало, Петр Ильич Чайковский, Хазрат Инайат Хан — три фигуры, три истории, три стержня, обнажающих и одновременно укрывающих суть автора. Вектор Фриды направлен вовне. Она широка и олицетворяет силу, вырывающуюся наружу и готовую идти до конца. Направленность Чайковского — внутрь. Его мир невыразимо тонок и соткан из нитей. Хазрат простирается во всех направлениях одновременно. Он присутствует везде, созерцая происходящее в этом мире — как жизнь сменяет смерть, как разлетаются песочные города, и одно столетие следует за другим….

У каждого из них есть свое направление и свое звучание, а какое звучание того, чей портрет спрятан в триптихе? Из немоты этот персонаж находит свой голос. В словах близкой сердцу песни, поднимающейся из глубины. Наверное, из той самой точки, в которую попадает вся эта история. Кровь и песочные города…”

Хореограф, режиссер: Виктория Арчая

Куратор, продюсер: Мария Егорова

Исполнители: Виктория Арчая, Мария Егорова

Продолжительность: 40 минут

Майя Селезнева (Санкт-Петербург)

Gone

© Таня Красехина

Любовь, снежный рок и запрещенные игры трех рогатых созданий в условиях низких температур. Олени, гормоны, бунт молодости и цикл жизни-смерти северных святых чудовищ.

Постановка, хореография: Майя Селезнева

Исполнители: Анна Баркалова, Евгения Кринкина, Анна Соломкина

Продолжительность: 18 минут

Театр танца Саши Кукина (Санкт-Петербург)

“Бах, опус 1043”

Фото из архива Саши Кукина

Саша Кукин: “Это моя седьмая попытка соединить танец с концертами Баха. Первая — ‘Бранденбургский концерт’ — побудила Ольгу Пону заняться модерном и по сути дала толчок появлению в Челябинске Театра современного танца. Две других — ‘1060’ и Ex tempore — вошли в репертуар двух американских трупп (Kim Robards Dance и Dance Construction). Каждый раз, берясь за такую работу, я преследую лишь одну цель — хоть в чем-то соответствовать этой гениальной музыке”.

Хореография: Саша Кукин

Костюмы: Сергей Ларионов

Исполнители: Анастасия Синцова, Полина Дубровкина, Майя Элмурадова, Николай Насенков

Продолжительность: 16 минут

Ольга Васильева (Санкт-Петербург)

“Я наравне с другими”

© Алексей Бычков

Ольга Васильева: “Соло — одна из самых сложных форм в постановке. Обнаженная, личная, честная история. У тебя есть только один Человек, которому ты предлагаешь мысль, вдохновляешься личностью, и ему она обязательно должна быть близка и резонировать, иначе истории не получится. Соло — это всегда откровение”.

Композитор: Ф. С. Блум, Нильс Фрам

Хореограф: Ольга Васильева

Исполняет: Алина Гужва

Продолжительность: 7 минут

Денис Бородицкий (Москва)

Silence

© Игорь Гусаков

Денис Бородицкий: “Чем больше я думаю об этой работе, чем больше я вкладываю смыслов, общаясь с артистами, тем меньше мне хочется говорить об этом. Я благодарен, что в это время есть люди, которые вдохновляют меня и готовы на откровение, на желание разделять пространство и время, просто молчать…”

Хореография: Денис Бородицкий

Ассистент хореографа: Наталья Кушнарчук

Исполнители: Евгений Сурмин, Софья Магжанова, Валерия Юдина, Эрнест Петравичюс

Продолжительность: 8 минут

Лилия Бурдинская (Санкт-Петербург)

Soul

Фото из архива Лилии Бурдинской

Танец — это душа. Только она терпима к другим душам.

Хореография и исполнение: Лилия Бурдинская

Продолжительность: 25 минут

Театр танца Саши Кукина (Санкт-Петербург)

“Гравитация”

Фото из архива Саши Кукина

Идея спектакля возникла из суммы впечатлений от фильмов Вима Вендерса “Небо над Берлином”, “Небо над Берлином 2” и музыки Лори Андерсон. Протяни руку — и её пожмёт ангел. Но если этого желания нет, то и крылья ангела перестанут быть крыльями желаний. Он останется просто наблюдателем, если вообще не покинет тебя навсегда.

Хореография: Саша Кукин

Музыка: Лори Андерсон

Костюмы: Алина Латыпова

Исполнители: Ирина Яценко, Анастасия Синцова, Майя Элмурадова, Николай Насенков

Продолжительность: 25 минут

Подробное расписание и билеты: open-look.ru

Фотографии предоставлены PR-службой фестиваля

Календарь событий

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5