Между морем и рекой: как вода построила Санкт-Петербург

Между морем и рекой: как вода построила Санкт-Петербург

18 мая 2020

Петербург — необычный город. Морские ворота в пяти километрах от берега, 60 набережных — и ни одной с видом на Балтику (единственная из подходящих пять лет назад стала обочиной ЗСД). Море в Санкт-Петербурге не смогло стать важнее реки, и вот почему.

Михаил Юренков

Школьные учебники и городские экскурсоводы говорят, что Петр I основал Петербург, чтобы Россия получила порт на Балтийском море. Допустим, 300 лет назад торговые корабли были совсем других размеров, а о постройке громадных круизных судов и вовсе не думали — любой мог подняться по Неве до центра нового города. Но все равно — Зимний дворец, Адмиралтейство, Медный всадник и другие главные городские достопримечательности — вот они, а море где-то там, далеко. Чувствуется, но не видно.

Возьмите любой другой портовый город — от соседнего Хельсинки до Барселоны и Сингапура, и там все будет совсем по-другому: жизнь города концентрируется на берегу моря, подчиняется ему. Что же не так с Петербургом?

Причина первая, историческая

Лев Лагорио. Вид на Неву и Петропавловскую набережную с домиком Петра I

Все началось в мае 1703 года. После первых успехов Северной войны Петр выбрал один из островов в нескольких верстах от устья Большой Невы и повелел заложить там крепость. Кстати, сам император при этом знаменательном событии не присутствовал.

Зато он лично участвовал в разработке плана города и решил сделать на соседнем Васильевском острове нечто похожее на любимый им Амстердам (о “Северной Венеции” заговорили намного позже, а сам Петр в ней никогда не был). Никаких дорог — делаем каналы, вместо запряженных лошадьми возов — лодки, а каждый житель — не крестьянин, а моряк. По петровскому указу жителям даже раздавали лодки. Правда, воплотить эту прекрасную утопию в жизнь так и не удалось, от нее остались только названия — линии вместо улиц.

Такое решение — вовсе не блажь самодержца. Новая столица быстро росла, а пешком между городскими районами можно было ходить только зимой: технологии не позволяли строить мосты через Неву. Все остальное время — только на лодках, ведь мощеных улиц не было, зато грязи — сколько угодно. Вторая причина появления каналов — мелиорация. Многие городские районы так осушали перед застройкой.

Мостить улицы стали только в 1710 году. Первой была “Большая Перспективная”, которую прорубили от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Брусчатку на будущем Невском проспекте клали немецкие мастера, а подметали пленные шведы.

А первый наплавной мост появился в 1727 году, уже при Анне Иоанновне. Был он там, куда сейчас смотрит Медный Всадник. Мост был разводным: на ночь его часть сдвигали, чтобы дать дорогу кораблям.

Причина вторая, природная

Елагиноостровский дворец подтапливало более 100 раз

Редкий год в истории Петербурга обходится без наводнений, и начинаются они не из-за паводков и ледохода, а потому, что ветер загоняет воду из Финского залива в устье Невы. Уровень воды в реке повышается на 1—3 метра. Так что решение сдвинуть город чуть дальше от моря казалось вполне оправданным — основной удар стихии принимали на себя безлюдные болотистые берега.

Самое разрушительное наводнение случилось в 1824 году, когда уровень воды поднялся более чем на 4 метра. Сотни людей утонули и пропали без вести, пострадали тысячи зданий. На многих домах в центре города есть таблички с уровнем воды в тот день.

Сейчас наводнением считается подъем воды на 160 см выше ординара — уровня водомерного поста у Горного института. Но крупные наводнения городу уже не грозят — в 2011 году закончили дамбу, которая закрывается при сильном ветре и не пускает воду в город.

Причина третья, градостроительная

Дворцовая набережная одевалась в гранит почти 20 лет

Даже в годы без наводнений семь процентов территории Петербурга — вода. Городские реки и каналы — это 282 километра, длина морского берега — в несколько раз меньше.

Самая первая петербургская набережная была из деревянных свай, которые вертикально вбивали в берег. Такая до сих пор сохранилась на пляже Петропавловской крепости. Как и многое в городе, такой порядок установили принудительно: в 1715 году Петр издал указ, что каждый владелец дома с выходом на воду должен был укрепить берег “таким количеством свай, сколько столбов найдется во дворе”. Первой оборудованной набережной стала Петровская — у домика основателя города.

В середине XVIII века появилась первая каменная набережная — не гранитная, а известняковая. Но этот камень быстро разрушается, и его быстро заменяют гранитом из-под Выборга и Карелии.

Так город получает свой парадный вид — с открыточными панорамами и свежим морским ветром, а жизнь вблизи воды становится показателем статуса: дворцы членов императорской семьи и сановников теперь обязательно строятся фасадом к реке.

Причина четвертая, контекстуальная

Квартал ЦДС “Черная Речка”

Столичный Петербург — главная точка притяжения талантов всей громадной Российский империи. Концентрация мест, связанных со знаменитостями, в центре просто зашкаливает — редкий дом обходится без мемориальной доски.

Город развивался и двигался от моря — аристократия строила дачи на островах речной дельты и берегах Невы и ее притоков. Сейчас это зеленый пояс между фабричными окраинами XIX века (от них остались краснокирпичные исторические здания и имена основателей — Нобель, Путилов, Сименс) и современными спальными районами.

Здесь, на границе Выборгского и Приморского районов, строится квартал бизнес-класса ЦДС “Черная Речка”. Из окон видна набережная и Нева, рядом — историческая дача петровского генерала-фельдмаршала Головина, чуть дальше — Елагин остров — главный городской парк. 15 минут пешком до метро “Лесная” и “Черная речка”, 5 минут на машине или троллейбусе до Петроградской стороны — отличный способ достойно жить рядом с центром города и Карельским перешейком.


Иван Носов, директор по маркетингу и рекламе Группы ЦДС:
— Нева, набережные и в принципе вода для Петербурга – это явление высокого порядка, знаковое и культурное. Не хочу говорить банальности вроде “жить у воды престижно”. Это аксиома. Другое дело, что жить у воды теперь стало возможно. Раньше мы были ограничены двумя диаметрально противоположными категориями: элитное жилье, безумно дорогое, и старый фонд, не выдерживающий критики. Теперь, когда редевелопмент вдохнул в набережные новую жизнь и смыслы, у нас есть возможность строить в прекрасных местах. Более того, не просто строить, а воплощать с уровня земли все, что давно витает в воздухе: осмысленная среда для жизни, качественное наполнение, проработанные коннекты – связи между всеми элементами. Здесь я говорю об опыте ЦДС в реализации квартала бизнес-класса ЦДС “Черная Речка”. Уже сейчас на этапе становления понятно, что эти места имеют огромный потенциал роста — и эстетического, и инвестиционного, и экономического.

Календарь событий

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5