Актуальный паблик-арт
Скульптура, арт-объекты, визуализации, AR-маски, анимации и концептуальные рендеры… До 28 ноября Музей стрит-арта выставляет лучшие работы открытого конкурса “Критикуя, предлагай! Вместо Фишера на Болотную”.
Совместный открытый конкурс Музея стрит-арта и Public Art Center — ответ на шумное обсуждение установки “Большой глины № 4” Урса Фишера в Москве. В нём приняло участие более 70 авторов. Жюри оценивало концепции, опираясь на актуальность художественной формы, связь с локальным контекстом и учёт городской среды Москвы. Победил московский художник Тарас Желтышев.
Выставка бумажного паблик-арта “Критикуя, предлагай! Вместо Фишера на Болотную” знакомит с самыми яркими концепциями российских авторов, работающих с городским пространством.
Работая на ГЭС
Инсталляция Анны Мартыненко состоит из множество установленных на трубы раструбов, из которых звучат голоса работников электростанции, в здании которой расположился центр V-A-C. Проект исследует историю места и озвучивает её, подарив таким образом объекту исследования шанс быть услышанным.
Column of heaven
Елизавета Беркутова создала памятную арт-колонну, приглашающую на Болотный остров смотреть паблик-видео-арт. Смешные и нелепые видеофрагменты живут своей жизнью и надолго остаются в памяти.
Многообразие
Тарас Желтышев размышляет о том, как сильно миру необходимо понимание единства. Радость, горе, злость и доброта являются неотъемлемой частью общего и единого. Ведь человечество — это один собранный из миллиарда индивидуумов мир.
Башня городского смотрителя
Вместо “Большой глины 4” Юрий Бутенко и Никита Негов предлагают возвести 12-метровое сооружение со смотровой башней. Эффектный дизайн привлекает внимание и аккуратно вписывается в историческое окружение за счёт использованных в облицовке отражающих панелей.
Танец птиц
Монументальная металлическая скульптура Александра Кита олицетворяет динамичную жизнь большого города и циркуляцию его внутренних процессов. Соприкасаясь крыльями, две птицы образуют замкнутую динамическую композицию с высокой степенью ритмизации. Ветер, движущийся сквозь “рёбра” труб и циркулирующий в трубных полостях, вдыхает в скульптуру жизнь и сообщает ей музыкальность духового инструмента.
Обними меня
Проект Grigorev Studio размывает границы архитектуры, скульптуру и общественное пространство. Так, скульптурная составляющая растворяется в среде: человек может войти в скульптуру, находиться в ней — тем самым скульптурой становятся и форма, и пространство. Зайдя на территорию архитектуры, объекты формируют открытую объёмную среду. Включённые в композицию дорожный проезд, пешеходная и обзорная части ещё сильнее растворяет объекты в среде.
Скелет капусты
Обдуваемая ветрами скульптура Сергея Карева символизирует эрозию бюджета, проедание, выветривание, освоение ресурсов.
Жэк-арт
Айдар Бекчинтаев предлагает использовать визуальные образы постсоветских наивных дворовых скульптур — своебразный жэк-арт в стилистике условного Джеффа Кунса. Каждый объект узнаваем, эмоционально близок народному сознанию и однозначно остро современен.
Вечный огонь
Проект Аси Маракулиной выражает общее эмоциональное настроение последних лет. Абсурд в законодательстве, политических решениях и общественной жизни у многих рождает непрерывную головную боль, бессильную злость и страстное желание залечь на дно, чтобы ничего не видеть и не слышать. Вот и бежит человечек с горящей головой с набережной в реку.
walking up after
Проект Вильгения Мельникова символизирует момент пробуждения. Скульптор изобразил нечто сытое и спокойное, находящееся в длительном покое. Но вот-вот наступит то мгновение, когда больше нельзя находиться в прежнем состоянии и не просто пора просыпаться, а, скорее, уже нужно вставать.
Баян
Константин Новиков предлагает заменить работу Урса Фишера чем-то таким, что связано с игрой. А заодно поиграть с материалом, формой и смыслами, которые порождает современное общество.
Большая Глина 5 — выход на следующий уровень
Проект Яны Осман — это скрытая за строительными лесами “Большая глина 4” с традиционным для Москвы плакатом “Скоро здесь будет красиво и удобно”. Не столько отсылка к работе Урса Фишера, сколько метафорическая аналогия большой глины вообще — что-то за строительными лесами, что “слепят” без нашего ведома.
Маяк
В месте, которое в прошлом питало город электроэнергией, а сегодня готовится питать город энергией творческого роста, Марина Саанишвили предлагает поставить объект, вбирающий в самую свою суть понятие “поток энергии”. Две колонны как символ дуальности, реакция на контекст места и зеркало стремления команды ГЭС-2 к объединению и коммуникации. Образ советских хрустальных плафонов в современной трактовке служит не только эстетике преломления света, но и отсылает к теме преемственности и переосмысления наследия.
Флаг искусства / Триумф созидания
(S_S) / Soldat der Schönheit обратился к геральдике — сигнальной системе и международной системе обозначений, которую понимают во всем мире. Знамя — зачастую это сакральный артефакт. Поместить что-то на флаг — значит фактически канонизировать. Таким образом, флаг или знамя Искусства в буквальном смысле маркирует пространство как территорию искусства.
The Idol
Каждая складка кожи “Идола” Антона Тищенко — это его жизненный опыт. Он умиротворён и погружён в свои мысли. Половина морды спрятана за гладкой и сияющей латексной маской, символизирующей тёмную сторону его личности. Но Идол не противостоит ей. Латексная маска часть его самого.
Царь-вентиль
“Царь-вентиль” Ирины и Станислава Шминке — масштабная реалистичная модель золотого газового вентиля, скульптура в духе “патриотического китча”. Такой памятник, только меньшего размера, легко можно представить в каком-нибудь северном городе. Более того: они действительно существуют в реальности, и даже не один. Золотой вентиль имеет все шансы стать новой достопримечательностью, с которой будут фотографироваться туристы и который будут обсуждать в других странах.
Укус
Цель проекта Александра Шишкина-Хокусая — используя пластический язык, добиться проявления свойств живой натуры от предмета с заведомо “мёртвыми” характеристиками, то есть оживить предмет искусства. Скульптура демонстрирует фрагмент, а именно — нос, сказочного персонажа Пиноккио и напоминает нам о страсти к эмансипации самого “искусства” от его создателя.
Джон Сильвер 2
Новейшая site-specific реинкарнация персонажа группы Deus ExCavator, впервые показанного в рамках паблик-арт фестиваля “Арт Проспект” в 2020 году в ДК имени И. И. Газа в Санкт-Петербурге. Этот маниакальный добытчик сочетает в себе качества гусеничного полноповоротного экскаватора с ковшом типа “обратная лопата” и органического паукообразного существа.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея стрит-арта