Алина Латыпова: “Новые медиа — это посредник, который много чего поменял в нашей жизни”

Алина Латыпова: “Новые медиа — это посредник, который много чего поменял в нашей жизни”

29 июля 2022

В Открытой гостиной Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова прошла лекция “Биодизайн: ‘фантастические твари’ и методы их укрощения” из цикла “Совпадения: искусство и философия” от Философского бакалавриата в РХГА. Спикер вечера Алина Раилевна Латыпова рассказала о влиянии новых медиа на человека и биоарте, как зарождающемся направлении в искусстве в России.

— Алина Раилевна, вы являетесь научным сотрудником Центра медиафилософии и Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ), аналитиком современного искусства и технологий, ваша специализация звучит очень интересно, можете поделиться, в чем заключается ваша работа?

— Как у сотрудника Центра медиафилософии и Лаборатории исследований компьютерных игр, мой основной интерес — это медиа. Мы изучаем, как медиапространство на нас влияет, через каких посредников. Это очень хорошая рамка, в которую можно поместить разные сюжеты, например, и сегодняшнюю лекцию. Мы анализируем, как же совмещаются новые технологии, жизненные проблемы, компьютерные игры, как они устроены, как мы воспринимаем мир, когда играем. Если вы обратите внимание, то технологии нас окружают на каждом шагу — телефоны, таймвотчи, планшеты, VR-шлемы и это мы еще не говорим про телевизоры и машины. Все это изменяет нашу чувственность, даже город, как некий живой интерфейс, меняется под современными технологиями. Например, “Яндекс. Карты” ориентируют нас в пространстве, мы уже настолько привыкли к ним, что если телефон садится, то мы уже не знаем, куда пойти. Поэтому проблематика новых медиа позволяет затрагивать различные направления, в которых участвует человек. Новые медиа — это посредник, который много чего поменял в нашей жизни.

— Расскажите, как вы стали сотрудничать с Открытой гостиной (МЦБС им. М. Ю. Лермонтова)?

— Это очень давняя история. Мы долго следили за проектом Открытого философского факультета. И один из курсов лекций проходил в открытой гостиной, нам здесь очень понравилось. Сейчас в рамках нашей приемной кампании у нас появилась возможность сделать маленький цикл лекций и представить здесь свои темы.

— Тема сегодняшней лекции входит в цикл “Совпадения: искусство и философия”, расскажите, какая идея в нем заложена и как же все-таки переплетается философия и искусство?

— Это цикл в рамках приемной кампании, мы хотим показать, что философский бакалавриат может изучать не только классические тексты, но и какие-то новые сюжеты и новые ракурсы, и в том числе ракурсы новой временной эстетики, которая работает с чувственностью, с искусством. Тут, на стыке эстетики и философии возникают разные сюжеты. Например, сюжет про атмосферу, которой была посвящена первая лекция. Она позволила показать, как места превращаются из просто функционального пространства во что-то такое, что мы начинаем чувствовать. Вторая лекция была по фантастике и по технологиям воображения, на ней мы обсуждали то, как наша чувственность формируется нашими аппаратами, как работает наше воображение. А сегодня поговорили про то, как мы материализуем наше воображение в каких-то новых причудливых формах на стыке науки, технологии и искусства. Издавна, философия осмысливала искусство и современность. А с учетом новых форм искусства, цифрового искусства, высокотехнологичного искусства, это тоже требует анализа, и мы хотим показать, что этим можно заниматься в рамках нашего философского бакалавриата.

— Насколько сейчас общество осведомлено о том, что такое биодизайн, биоарт, как вы считаете?

— Я думаю, что в целом общество не знает про эту тему, она только сейчас начинает популяризироваться. В некоторых вузах начинают говорить про это. Но конечно, для широкого круга лиц, это такая загадочная тематика. Понятно, что за границей об этом знают больше, потому что у них уже есть программы, которые углубляются в данный вопрос.

— Алина Раилевна, как художники и ученые работают с живыми материалами и каких результатов они уже добились?

— Знаете, на заре биоарта было интересно экспериментировать, но чем дальше, тем больше внимания стали уделять этическим моментам. Мы не можем копировать все этические нормы, которые применяем к человеку на животного. Но ограничения есть, ограничений много. Поскольку биорат зарождается в либеральной парадигме, то люди стараются уважать права всех существ, поэтому нет каких-то ужасающих проектов. Здесь наоборот затрагиваются проблематизирующие отношения человека и жизни, человека и окружающей его природы.

— Можете привести пример какого-нибудь проекта, который недавно реализовался в этом направлении?

— Могу привести в пример работу французских художников “Лошадь может жить во мне”. Перформанс заключался в том, что под контролем врачей художница Марион Лаваль-Жанте вводила себе сыворотку лошадиного иммуноглобулина, затем ходила рядом с конём на таких ходулях и через время почувствовала прилив “лошадиных сил”, размыв тем самым границы между человеком и животным. Что касается России, то в университете ИТМО есть программа Art&Science, там ребята пытаются исследовать такие сюжеты и у них был проект про разговоры деревьев. Специальный аппарат переводил шум леса в разговор.

Фотографии предоставлены пресс-службой МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31