Античность “глазами” князя
Античная культура заложила основу современной европейской цивилизации. Интерес князя Н. Б. Юсупова (1751—1831) к Древней Греции, ее языку и культуре удивлял его знакомых и восхищал ученых-эллинистов того времени. Выставка “‘Греческий сюжет’. Страницы жизни и художественные коллекции князя Н. Б. Юсупова” в ГМЗ “Остафьево” — “Русский Парнас” предлагает взглянуть на историю античной цивилизации “глазами” князя.
На экспозиции — более 200 предметов из художественных коллекций Государственного музея-заповедника “Архангельское”, почти треть демонстрируется впервые. Выставка не содержит собственно античных вещей, в целом охватывает период XVI—XIX веков и опирается на произведения искусства и литературы XVIII столетия, так или иначе связанные с сюжетами древнегреческой мифологии, истории и литературы. Разнообразные предметы и любопытные истории из жизни знаменитого владельца усадьбы “Архангельское” сложились в замысловатый лабиринт, который стоит пройти несколько раз. Подарком для любознательных посетителей станет возможность прочитать некоторые страницы демонстрируемых изданий.
Благодаря вкусу, знаниям, богатству устроителя усадьбы Архангельское князя Н. Б. Юсупова и его потомков, классические образы искусства признанной колыбели европейской цивилизации появились и хранятся в России. Все они являются предметами восхищения и служат великолепными образцами для подражания. Античные сюжеты нашли свое воплощение в произведениях французских и итальянских художников XVIII века: Франсуа Лемуана “Аполлон, преследующий Дафну”, Луи Гоффье “Орфей”, Якопо Амигони “Вакх и Ариадна”. Картина “Разрушение Трои” голландца Герарда де Лересса посвящена трагическому завершению легендарной Троянской войны, сказания о которой слагались древними греками еще в догомеровскую эпоху.
В 1790-е годы князь занимал пост директора Императорского фарфорового завода, а позже открыл собственное фарфоровое заведение в Архангельском. Не удивительно, что его интерес к античной истории отразился в художественных поисках мастеров — тарелка “Юпитер и Юнона” представляет собой прекрасный образец росписи, выполненной в мастерской усадьбы. Примерно в это же время в коллекции князя появляются фарфоровые произведения Мейсена (бокал и блюдце “Юпитер, Юнона и Ио”) и Венской мануфактуры (тарелка “Юпитер и Юнона”) на эту же тему.
Скульптура была особым видом искусства для древних греков, главным художественным языком эпохи. Целая портретная галерея, выполненная с античных образцов в XVIII—XIX вв., составила значимое собрание князя Н. Б. Юсупова: бюсты Аполлона Бельведерского и Мельпомены, Гомера и Эврипида, торс Афродиты — дают возможность хотя бы частично реконструировать публичные пространства, которые так были важны для античного мироустройства. Это отсылка к “золотому веку” цивилизации, мечта об утраченном идеальном мире, где скульптура исполняла гимн красоте, человеку и его возвышенным устремлениям.
Красота во всем окружала князя — ампирные подсвечники-кариатиды, мраморные вазы-амфоры, урны с бронзовыми ручками и гирляндами цветов, чаши, украшенные акантовыми листьями, изящные вазы-ароматницы. На выставке представлено редкое майоликовое блюдо из Урбино “Юпитер, поражающий гиганта молнией” XVI века.
Философские и эстетические представления античности легли в основу культуры средневековья и пышно расцвели в эпоху Ренессанса. Творения античного гения были признаны классикой, которые можно повторить, но превзойти невозможно. По сути, все ключевые идеи европейской культуры были высказаны и воплощены в античности. Горячий интерес Н. Б. Юсупова к литературе и философии Древней Греции нашел свое отражение в его уникальной по объему и значимости библиотеке. Князь не только свободно читал по-гречески, но и занимался аналитическим сравнением различных переводов “Илиады” Гомера, переписывался с ведущими учеными.
Логичным продолжением увлечения античностью стали коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке князя. Среди них: “Дактилиотека Липперта”, созданная между 1805—1817 годами дрезденским мастером Г. Б. Рабенштайном. Собрания слепков с резных камней (гемм) появились в XVIII веке и получили название “дактилиотека” (ларчик). Систематизированные коллекции слепков, снабженные специальными каталогами, служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения мифологии и искусства Древней Греции и Рима. Они были очень популярны среди коллекционеров и любителей античности как в Западной Европе, так и в России.
Всплеск интереса к античной истории не обошел стороной и Англию XVIII века. Именно там были выполнены два редких дубовых шкафа-серванта, украшенные знаменитым Дж. Веджвудом пластами из яшмовой массы с мифологическими сюжетами.
Изображения предоставлены пресс-службой ГМЗ “Архангельское”