Без строгих рамок и границ
V Театральный фестиваль LOFT пройдет в Северной столице с 15 по 28 апреля 2024. Его спектакли играют на двух площадках — на Большой сцене Театра на Васильевском и в ЛОФТе.
LOFT — фестиваль не конкурсный, а презентационный. В его программе могут быть представлены постановки любых жанров и сценических форм по произведениям классиков, современных авторов, спектакли мастеров современной режиссуры и молодых режиссеров.
15 апреля на правах хозяев Театр на Васильевском открывает фестиваль премьерой спектакля “Пир” в постановке Романа Смирнова. Подход режиссера прост и логичен: на пороге смерти скрывать уже нечего, да и надо ли? Премьера 35-го юбилейного сезона в Театре на Васильевском объединяет в одном художественном пространстве героев бессмертных пушкинских “Маленьких трагедий”, в которых великий поэт скрупулезно и тонко исследует жизнь, смерть и фатум.
После открытия фестиваля стартует большой блок “Лаборатории”. Напомним, в декабре 2023 года в рамках “Антиутопических сред” в формате читок были впервые показаны семь инсценировок. “Лаборатории” — режиссерские эскизы на эти инсценировки. Просмотр режиссерских эскизов будет бесплатным, по регистрации, которая откроется самое раннее 5 апреля. Поскольку количество мест ограничено, регистрироваться стоит заблаговременно.
© Роман Зайдуллин
16 апреля 2023 года
“Paper man” по роману Г. Саккоманно “Человек из офиса”. Режиссёр — Ярослав Жевнеров, драматург — Даша Че.
“Александр” по мотивам романа Э. Бёрджесса “Заводной апельсин”. Режиссёр — Радион Букаев, драматург — Катя Свердлова.
17 апреля 2024 года
“Во власти желания” по мотивам романа М. Уэльбека “Возможность острова”. Режиссёр — Артём Юдин, драматург — Алексей Исаев.
“Высотка” — антиутопический триллер в четырех частях с музыкальными номерами по одноимённому роману Д. Балларда. Режиссёр — Тимур Кулов, драматург — Саша Болдырихин.
18 апреля 2024 года
“Приглашение на казнь” по роману В. Набокова. Режиссёр — Арина Гулимова, драматург — Мила Романова.
“Механическое пианино” по одноимённому роману К. Воннегута. Режиссёр — Роман Муромцев, драматург — Оля Потапова.
19 апреля 2024 года
“Спящий” по роману Г. Уэллса “Когда спящий проснётся”. Режиссёр — Елена Павлова, драматург — Евгения Варенкова.
После завершения каждого лабораторного дня будут проходить обсуждения эскизов. 19 апреля программу завершает концерт группы “+-1,5”.
20 апреля Омский государственный академический театр драмы представит премьеру прошлого театрального сезона “Грозу” А. Островского. “В нашем спектакле мы концентрируем сюжет вокруг шести основных персонажей, фокусируясь на том, что происходит с Катериной, все это лишь проносится в ее голове, как воспоминание, как болезненный морок, — комментирует режиссер спектакля Галина Зальцман. — Шести персонажам противопоставлен хор-скоморохов, который является проводником истории, именно он ведёт Катерину, пересобирая события последних двух недель ее жизни, от финала к финалу, сквозь сгущающуюся тьму. И ведь, действительно, “Гроза” — это про свет, разрезающий мрак”.
21 апреля Государственный молодежный театр Узбекистана играет спектакль Лейлы Сейд-Оглы “Послушайте поэта” по мотивам рассказов А. Кадыри. Всё, что происходит на сцене, рассказано зрителю как размышления поэта, как воспоминания о детстве — о самых счастливых днях его жизни; детство, которое даже в свой последний день проживает на высокой степени полноты и таланта великий сын народа — поэт и писатель, драматург и публицист, основоположник жанра романа в узбекской литературе — Абдулла Кадыри по прозвищу Джулкунбой.
22 апреля Учебный театр Белорусского государственного университета культуры и искусств представит спектакль “Прикосновение” по одноименной пьесе Р. Ибрагимбекова. Режиссер Константин Михаленко задействовал в постановке студентов 3 и 4 курсов кафедры театрального творчества Белорусского государственного университета культуры и искусств. Август 1944 года, Западная Белоруссия. В уцелевшей церквушке на окраине сожжённой деревни ждут санитарную машину — раненый лейтенант и солдат Андрей. Отступая, немецкие оккупационные войска не успели вывезти награбленные художественные полотна. Андрей случайно находит их и перетаскивает в церковь. На поиск и возвращение произведений искусства, из штаба направлена девушка Адалат.
23 апреля можно посмотреть “Котлован”, поставленный Антоном Фёдоровым по одноименной повести А. Платонова в Новосибирском государственном драматическом театре “Старый дом”. “Мы рассказываем некую поэтичную историю о том, что настоящего у нас нет, а есть только манящее, великое и пугающее будущее, — говорит режиссер. — Мы проживаем всю жизнь в состоянии “нас непременно ждёт что-то очень хорошее”, но при этом абсолютно нивелируется твое “здесь и сейчас”. Никто не знает ответа на вопрос: “A как выглядит хорошее настоящее?”, потому что никто не дошел и не дожил до этой точки”. Спектакль вошел в число самых заметных премьер России сезона 2022/2023 по версии экспертного совета Российской Национальной театральной Премии и фестиваля “Золотая маска”.
25 апреля Московский еврейский театр “Шалом” представит петербуржцам спектакль Мурата Абдулкатинова “Тахир и Зухра” по одноименной пьесе З. Яниковой. Захватывающая история современных рабов, которые пытаются вырваться из оков рабства, черпая силы для этого в любви, преданности и духе своего народа. Драматург, отсылая к известной восточной сказке о двух влюблённых, погружает героев в современный контекст жизни мигрантов в мегаполисе и описывает существование человека на пересечении двух языковых и культурных миров. Спектакль вошел в Лонг-лист Российской Национальной театральной Премии и фестиваля “Золотая маска” 2023.
26 апреля Государственный театр драмы и кукол “Святая крепость” предлагает вспомнить А. Островского и его “Красавца мужчину”. Режиссёр Юрий Лабецкий разворачивает пьесу как комедию русской жизни, стиснутой двумя стихиями: души и денег. И в этом водовороте бьётся любовь. Искушенного зрителя ожидает злободневная семейная история и смешные, трогательные, реактивные, обольстительные, коварные персонажи. Аполлон Окоёмов, “красавец-мужчина”, женившись на богатой и кроткой девушке Зое, в несколько лет проматывает её состояние и решает поправить свои дела новым выгодным браком.
27 апреля Лодейнопольский драматический театр-студия “Апрель” играет спектакль “Сорок первый”. Красноармейка Мария Басова, вопреки своим идеалам, полюбила врага, который должен был стать сорок первым убитым белогвардейцем на ее боевом снайперском счету. Что же победит — революционный долг или всепоглощающая любовь? Спектакль Андрея Корионова — вольная фантазия на тему повести Бориса Лавренева. Режиссер ищет исторические параллели и вместе со зрителем пытается разобраться: как Марии Басовой сохранить свою любовь.
27 апреля Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина погрузит зрителей в атмосферу пушкинских “Маленьких трагедий”. Режиссер Олег Рыбкин, объединив в своем спектакле героев произведений “Сцены из Фауста” и “Маленькие трагедии”, исследует не столько вопросы нравственности и трагической судьбы личности, жаждущей самоутверждения любой ценой. Он обращается к исследованию природы реальности, мира и бытия посредством разума. Герои “Маленьких трагедий” — лишь изящные игрушки в литературно-музыкальном салоне, где продолжают вечную дуэль Фауст и Мефистофель. А кто кого здесь искушает, наказывает или одаряет, сможет решить только зритель.
28 апреля закрывает фестиваль Астраханский драматический театр спектаклем-перформансом “Кабаре Велимир” (по В. Хлебникову). Постановка Александра Огарева и Елизаветы Антошечкиной — перформанс из жизни творческой элиты, наполненная духом времени, когда жил и писал поэт Велимир Хлебников, атмосферой литературных встреч XX века. Кабаре в драматическом театре посетят Владимир Маяковский и издавший “Манифест футуризма”Филиппо Маринетти. Именно этого итаьлянского поэта считают основоположником жанра. Он определил его критерии, а “страной футуризма” назвал Россию.
Фестиваль проводит Театр на Васильевском при поддержке Правительства Ленинградской области и Комитета по культуре и туризму Ленинградской области.
Фотографии предоставлены PR-службой театрального фестиваля LOFT