Чистое очарование авторской хореографии
С 24 по 27 августа на исторической сцене Александринского театра пройдут масштабные гастроли Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.
Один из трёх авторских театров России — Московский классический балет — везет в Северную столицу четыре постановки, которые ярко иллюстрируют авторскую хореографическую школу Касаткиной-Василёва: симфонизм, сочетание классического танца с элементами современны пластических направлений, остро отточенная техника и, порой, откровенный эротизм.
24 августа на сцене Александринского театра дают авторскую версию балета “Спартак” Арама Хачатуряна. В ней нашлось место и редко исполняемой музыке из авторской партитуры балета, и мощному эротизму, и римскому бою.
Спартак Касаткиной и Василёва — идеалист, мечтающий, чтобы каждый вышел победителем из битвы с рабом внутри себя. Подобным героям нет места в реальной жизни: все его сподвижники на деле оказываются не лучше своих угнетателей, и трагического финала, не избежать. Оригинальная хореография в полной мере передаёт нравы Римской империи, погрязшей в стяжательстве, чревоугодии и разврате. Здесь всё подчинено страсти — в том числе, страсти к свободе: совершенно неслучайно чувственные сцены “рифмуются” с гладиаторскими боями. В хореографию вплетены приёмы настоящего римского боя, которому артистов обучал известный постановщик трюков в кино Александр Малышев. Еще одна интересная деталь: в “Спартаке” шесть солистов, а в танце каждого — свой характер, свои сложнейшие элементы, свои краски.
Наталия Касаткина и Владимир Василёв знали Арама Хачатуряна лично и как никто понимали переживания композитора о том, что в самой известной постановке балета оригинальная партитура была урезана вдвое. Чтобы должным образом почтить память своего друга, в 2003 году к 100-летию со дня его рождения, балетмейстеры представила свою версию главного балета Хачатуряна, которая почти наполовину состояла из неиспользованной ранее музыки. 16+.
25 августа петербуржцев ждёт самый радостный классический балет в мире — “Дон Кихот”. Юмор, живое действие, понятный сюжет — балет понравится и взрослым, и детям. Искрящаяся музыка Людвига Минкуса и жизнерадостная хореография создают атмосферу южного праздника. Темпераментные танцы, ритмичный стук кастаньет и яркие костюмы “переносят” зрителей в солнечную Испанию, где, вдохновившись историями о рыцарях, фантазер и мечтатель Дон Кихот отправляется навстречу подвигам. В дочери трактирщика Китри он разглядел даму своего сердца, но увы — девушка влюблена в веселого цирюльника Базиля. Героев ждут приключения, погони, розыгрыши и, конечно, счастливый финал.
Наталия Касаткина и Владимир Василёв усилили комическую линию за счет появления новых персонажей: бакалавра Карраско и племянницы Дон Кихота Антонины, которые сопровождают благородного рыцаря в странствиях. Стал более забавным и выразительным образ незадачливого жениха Китри, дворянина Гамаша. 6+.
26 августа подарит возможность посмотреть одну из лучших балетных интерпретаций музыки Сергея Прокофьева: на сцену Александринского театра выйдут “Ромео и Джульетта”. В 1970-х годах эту оригинальную версию балета Сергея Прокофьева даже пытались запретить — за слишком вольное обращение с шекспировской пьесой и ряда пикантных комических сцен. Основа либретто — не классический перевод Пастернака, а подстрочник. Балетмейстеры отказались от традиционных для этого произведения приёмов драматического балета (несколько ярких хореографических номеров на фоне пантомимы) в пользу балета симфонического — когда даже линии второстепенных персонажей передаются танцем.
Раскрыть противостояние двух семей помогает и выразительное художественное оформление. Столкновение Капулетти и Монтекки разворачивается через противопоставление двух эпох в искусстве — готики и ренессанса. Впрочем, эпохи угадываются не только в сценографии, но и в движениях танцовщиков, из которых складываются узнаваемые образы. 12+.
27 августа завершает гастрольную программу олицетворение романтического балета — “Жизель” Адана. Знаменитая сцена виллис из второго акта — тот самый “белый балет”, который считается эталоном классической хореографии. Восстанавливая этот спектакль для своего театра, Касаткина и Василёв взяли за образец постановку Большого театра, в которой сами когда-то танцевали, и постарались перенести на сцену все то, что передали им из рук в руки великие мастера прошлого.
Мистика, драма, триллер, история бессмертной любви — все это “Жизель”, один из самых красивых балетов в истории! На сцене оживает старинная легенда о виллисах, пересказанная Генрихом Гейне. Призраки девушек, умерших до свадьбы, по ночам выходят из могил и исступленно танцуют при свете луны. Горе тому, кто попадется им на пути: виллисы кружат путника в бешеном танце, пока тот не упадет замертво… Балет показывает трагическую историю любви крестьянской девушки к аристократу — любви, которая оказалась сильнее смерти. 6+.
Фотографии предоставлены Государственным академическим театром классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва