Что “Арт Проспект” нам всем готовит
Осенью VIII Международный фестиваль паблик-арта “Арт Проспект” представит петербуржцам “Формы солидарности”.
С 23 по 26 сентября в креативном кластере “Дом Культуры” (историческое здание ДК им. И. И. Газа) выставят работы двух десятков художников и художественных коллективов из России, Финляндии, Норвегии, Швейцарии и США. Участники фестиваля исследуют феномен домов культуры и их роли в местных сообществах вчера, сегодня и, возможно, завтра. Тема нынешнего фестиваля — “Формы солидарности” — продиктована опытом существования в пандемической реальности. Программа выстроена в гибридном — онлайн-офлайн — формате, что позволяет увидеть произведения искусства со всего мира. Проекты иностранных художников, интервью и дискуссии с ними ищите на сайте фестиваля и в приложении для мобильных устройств Art Prospect.
УЧАСТНИКИ
Александр Шишкин-Хокусай
Окончил ЛГИТМиК. Член Союза художников России. Участник объединения “Арт-галерея Parazit”. Двукратный номинант на премию Кандинского в категории “Проект года”. Лауреат премии имени Сергея Курёхина в номинации “Лучшее произведение визуального искусства”. На 58-й Венецианской биеннале современного искусства его проект “Фламандская школа” был представлен в павильоне России.
Проект: инсталляция “Варвара — ты волчица, Invisible Glam”
Художник решил не вписывать свои знаменитые фанерно-скульптурные композиции в пространство. Вместо этого его объекты отражают окружающее и мимикрируют под него. На первый взгляд, скульптуры похожи на абстракции. Но стоит приглядеться, и становится понятно: они — оптическое отражение действительности. Здесь реальности и абстракция едины.
Александра Абакшина / Пистолетова
Режиссер, куратор, перформер и парикмахер. Соосновательница постанатомического театра MAAILMANLOPPU, соучредительница Института на одну ночь. Изучает и практикует театр как прикосновение, а не погружение. Сравнивает свои спектакли с книжками-панорамами, где вместо персонажей, гор, лесов и цветов раскрываются и становятся очевидными (часто телесно) идеи.
Александра Акбашина © Владимир Постнов
Проект: перформанс “Когда заботы о себе недостаточно. Салон ‘Без зеркал’”
Салон “Без зеркал” обзаводится весьма детализированными художественными декорациями и костюмами. Его создатели отменяют стрижку как услугу, тем самым снимая с искусства любые предикаты услуги / необходимости / взаимопомощи. Они утверждают: стрижка нужна как воздух и должна быть бесплатной. И на “Арт Проспекте” помогают воплотить эту мечту в жизнь слегка театрализованным и забавным образом.
Анастасия Вепрева
Художник, куратор, арт-критик. Работает со спекулятивным подходом в исследованиях памяти и критическим осмыслением новых технологий. Многократная участница международных и российских проектов, среди которых фестиваль Steirischer Herbst, фестиваль Stuttgarter Filmwinter, Manifesta 10. Обладатель гранта музея “Гараж” для художников.
Проект: фильм “Ночная смена”
Новый сторож в ДК заступает на первое ночное дежурство. Он обходит здание, которое кажется враждебным и непонятным. Испуганный мужчина набирает телефон для экстренной связи и просит коллегу помочь с ночным обходом. Бывший работник соглашается, приезжает и раскрывает тайны дворца культуры. Оказывается, ночью в пустых аудиториях работают давно закрытые кружки, а в коридорах звучат детские голоса. Прошлое и настоящее пытаются ужиться в одном пространстве. По завершении рассказа бывший работник исчезает… Остается только гадать, а был ли он на самом деле?
“Город Устинов”
Название микро-арт-группы напоминает о городе Устинове (ныне Ижевск), носившем это имя всего 900 дней. Сегодня о его существовании напоминают лишь отметки в паспортах тех, кто родился с 1984 по 1987 годы. Участники “Города Устинова” родились в те годы и связывают свое творчество с местом, которого нет. Они изобретают собственное пространство и время. В 2021 году название группы трансформировалось в “Микротерриторию Город Устинов”. За 10 лет существования группы сформировался символический ландшафт, возникло множество личных связей, и появилось ощущение, что “Город Устинов” существует одновременно в различных точках мира.
Город Устинов © Алексей Ларичев
Проект: Без названия, гостевое знамя
Знамёна, заполняющие Музей истории и техники Кировского завода, — манифесты прошлого и отметки былых достижений. Художники добавят к ним ещё одно знамя — оно посвящено будущему. В исторической приёмной разместят чистое полотно. На столе для совещаний разложат ткань, нитки, ножницы. А посетителям предложат присоединиться к работе над общей историей: оставить свой след, отзыв о музее или продекларировать то, что важно лично для гостей.
Маша Шпрайзер
Выпускница Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова и Института современного искусства Иосифа Бакштейна. Исследует феномен памяти, гендерное неравенство, антисемитизм, психофобии. Участвовала в групповых выставках, которые проходили в ЦВЗ “Манеж”, галерее “Электрозавод”, арт-центре Mаkaronka, Taiwan Annual, “Винзавод.Open”.
Проект: видео “В какой-то точке невидимости”
Название — фраза одной из участниц диалогов, которые художница ведёт в своих соцсетях, нащупывая формы взаимоподдержки для тех, кто, как и она столкнулся с сильной тревожностью. Ситуация неопределенности, отсутствия заботы и поддержки со стороны институций, табуированность таких явлений, как депрессия, тревожность, сексизм и психофобия… Вот лишь краткий список тем, активно обсуждаемых и документированных на личных страницах разных людей, создавали сильное напряжение, которое усиливалось ужасами пандемии и спецификой российского локдауна. Видео — выдержки из монологов и диалогов о тревоге и депрессии, о дискриминации и важности заботы и солидарности.
Междисциплинарный кооператив “Техно-Поэзия”
Художники: Анастасия Вепрева, Антон Командиров, Роман Осминкин, Марина Шамова. Кооператив сочетает активистскую деятельность с творчеством, черпая вдохновение в поле утопического воображения и самоиронии. Участники устраивают перформансы и перформативные мастер-классы, записывают видео и песни-манифесты.
Проект: уличная рэп-пьеса с элементами вербатима “(не)Веселые районы”.
Как и многие россияне, участники кооператива выросли среди панельных домов в одинаково безликих спальных районах: Антон Командиров — в Ухте, Анастасия Вепрева — в Архангельске, Роман Осминкин — в Петербурге, Марина Шамова — в Себеже. После бурных дискуссий художники решили “построить” архетипичный спальный район и разыграть в нём свою уличную рэп-пьесу с элементами вербатима.
Миша Гудвин
Занимается современным и уличным искусством. Начинал как граффити-райтер. Окончил образовательную программу ЦСИ Воронеж, а также Институт современного искусства “БАЗА”. Резидент фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина и “Открытых студий” ЦСИ “Винзавод”. Сооснователь самоорганизованного выставочного пространства и культурного центра “Дай пять” (Воронеж) и “ИП Виноградов” (Москва). Исследует взаимодействие уличной и цифровой среды. Убеждён в неразрывной связи между материальными и виртуальными объектами.
Проект: инсталляция New pennant
В постоянную экспозицию Музея истории и техники Кировского завода встроена серия знамен и объектов, олицетворяющих абсурдистский стык и контраст эпох. На знаменах, похожих по форме на советские, вышита графика и тексты, отсылающие к рекламе начала 2000-х годов. Стилистика и содержание повторяет вывески и объявления, размещенные на территории ДК Газа.
Никаких Оправданий
Художники: Мария Рыбка, Юрий Кузьменко, Маша Александрова. Во время пандемии создали международную онлайн-резиденцию “Санаторий Омский”. Участвовали во 2-ой Железногорской биеннале, в инклюзивном выставочном проекте “Искусство быть”, в выставке “Агитация за искусство”. Группа исповедует гибкий ЗОЖ, проводит регулярные застолья, практикует партизанское садоводство, устраивает аудио дрейфы для всех желающих и переосмысляет народные праздники.
Проект: мистерия “Праздник урожая во Дворце Труда с элементами бурлеска”
Художники, вспомнив о том, что ДК Газа традиционно был местом отдыха и досуга рабочих Кировского завода, решили провести “Праздник Урожая” и обряд соединения сельскохозяйственной и человеческой культуры. Пшеница, овощи, горожане, машины и механизмы обменяются энергиями и вибрациями, а также “засеют” экспериментальное поле новых гибридов и связей. Один из главных героев праздника — легендарный трактор “Кировец” — примерит на себя новый образ.
Ян Посадский
Стрит-арт художник, куратор, основатель самоорганизованного выставочного пространства и культурного центра “Дай пять” (Воронеж). Сначала он тщательно исследует особенности городских пространств, исторический и ситуативный контекст. Затем создает мультимедийные паблик-арт проекты на стыке современного искусства, краеведения и урбанистики.
Ян Посадский © Света Лома
Проект: мурал “Гало”
Художник напоминает о важных и трагических событиях, имевших отношение к Путиловскому (ныне — Кировскому) заводу и ставших катализатором Первой русской революции. По словам очевидцев, в день Кровавого воскресенья над Санкт-Петербургом наблюдали гало или “ложное солнце”, считавшееся предвестником беды. Мурал объединяет рукописный список Петиции рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года и графическое изображение редкого оптического явления. Документ накладывается на тревожное небесное знамение так же, как события и воспоминания слой за слоем формируют ход истории.
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля