Десятый симфонический марафон
3 декабря “Петербург-концерт” и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением виртуозного скрипача и дирижера Сергея Стадлера представляют в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга юбилейный Десятый симфонический марафон.
Концепция масштабного проекта, не имеющего аналогов в музыкальном мире, сложилась в 2014 году: один оркестр под управлением одного дирижера исполняет многочасовой концерт, освещающий творчество того или иного композитора или важные историко-культурные явления.
“Симфонический марафон — 2023. Рахманинов” приурочен к 150-летию со дня рождения великого представителя отечественной музыкальной культуры. Дар Рахманинова, в творчестве которого при глубоком соединении с европейскими музыкальными тенденциями нашли отражения истинно русские черты характера и мировоззрения, включал три полноценные ипостаси: композитор, пианист, дирижер. Рахманинов отмечал: “Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством”.
3 декабря прозвучат самые значительные симфонические партитуры композитора. Марафон стартует с исполнения Первой симфонии Рахманинова. Напомним, что премьера состоялась в марте 1897 года в Санкт-Петербурге под управлением Глазунова и по мнению многих критиков оказалась провальной. Симфонию заклеймили как “декадентское” произведение, а молодому композитору потребовалось несколько лет, чтобы справиться с глубокой депрессией и вернуться к работе. Любопытно, что при жизни Рахманинова, согласно его строгому запрету, Первая симфония больше не исполнялась. Вновь — и на этот раз с большим успехом — она прозвучала спустя почти полвека, в 1944 году.
Гости марафона также услышат Третью симфонию Рахманинова: эта монументальная партитура, пронизанная русским духом и наполненная искренней любовью и тоской по родине, впервые прозвучала в Филадельфии в 1936 году и стала последним обращением Сергея Рахманинова к жанру симфонии.
В программе марафона прозвучат оркестровая сюита “Симфонические танцы” (1940) и симфоническая поэма “Остров мёртвых” (1908—1909): созданные в разные периоды жизни композитора, выдающиеся образцы своего жанра развивают тему духовных исканий, красной нитью прошедшую через творчество Рахманинова: философское осмысление этапов человеческого бытия сквозь призму искусства.
Завершится юбилейный марафон Второй симфонией Рахманинова — одной из самых значительных партитур отечественного и мирового музыкального искусства. После первого исполнения в Санкт-Петербурге в 1908 году можно было прочитать такой отзыв: “Новая симфония есть, прежде всего, свое, рахманиновское, свободно порожденное внутренним миром тонкого и цельного художника, самостоятельно думающего, чувствующего, переживающего...”
Фотографии предоставлены пресс-службой “Петербург-концерта”