Елена Елагина: “Мне очень важно вступать в диалог со зрителем”

Елена Елагина: “Мне очень важно вступать в диалог со зрителем”

31 марта 2024

Первый полнометражный фильм режиссера и продюсера Елены Елагиной — черно-белая психологическая киномедитация “Унция жизни”, дающая зрителю возможность пережить чувственный опыт, погрузиться в воспоминания, оценить свои мечты и найти ответы на важные вопросы внутри самого себя.

Елена Остожьева

— “Унция жизни” — серьёзное и сложное кино. Однако до него вы снимали легкие и комедийные короткометражные фильмы. Почему именно сейчас вы взялись за большой формат? И почему фильм черно-белый?

— Когда я пришла в режиссуру, то пообещала себе, что буду снимать светлые, эстетичные, интеллектуальные фильмы. И я по-прежнему держу обещание самой себе: все мои фильмы оставляют приятное послевкусие. Если говорить про фильм “Унция жизни”, несмотря на то, что он снят в ч/б, в нем очень много света, и есть особый волшебный свет, созданный нами специально, чтобы передать состояние героини, когда она находится в потоке. Здесь вы не найдете никаких манипуляций зрителем в виде острых обстоятельств, таких как угроза жизни, угроза здоровью и прочих крайних точек, наоборот, здесь при внешнем благополучии в главной героине зреет пустота. Черно-белая стилистика концентрирует внимание на внутренних переживаниях героини. Кстати, наша фокус-группа отмечала, что несмотря на черно-белую стилистику, все они ощущали цвет. И я намерено выбрала черно-белую гамму, чтобы зритель заметил то, чего не замечал ранее, когда отвлекался на цвет, — именно игра света и тени, черного и белого помогает нам глубже заглянуть в души героев.

— Почему вы выбрали трендовую электронную музыку для своей картины?

— Для меня музыка — всегда отдельный герой картины. Например, для первого фильма я вместе с композитором специально создавала музыку с нуля. В “Унции жизни” мне было важно найти такое звучание, которое соответствовало бы внутреннему монологу героини. В середине съемок меня познакомили с Александрой Гаврильчук (DRIADA). Я начала слушать демоверсии ее треков, которые еще даже не вышли, и сразу поняла, что это сто процентов то, что мы искали. В фильме звучат шесть треков, каждый из которых — отражения мыслей, настроения и внутреннего состояния нашей героини.

Мне понравились тексты: они зрелые, взрослые, глубокие, при этом метафорические, многослойные, такие же, как и наш фильм. Мне также нравится, что они написаны в этническом стиле. Есть в этом что-то дикое, первобытное, что-то, основанное на инстинктах. Мне кажется, в жизни нам всем не хватает возможности обратиться к своему инстинкту, к базовым природным настройкам. А ведь именно в этих первоисточниках наша сила.

— Кроме высшего режиссёрского образования, вы также получили и психологическое. Скажите честно, вы решали когда-нибудь свои личные проблемы через персонажей или истории героев ваших фильмов?

— Во-первых, в психологию я пошла для того, чтобы глубже познать себя. Мне всегда это было интересно. Во-вторых, мне хотелось создавать более глубокие сценарии. А для этого мне нужно было понимать, как устроена человеческая психика. И только, начав работать как психолог с реальными людьми, с реальными клиентами, я стала расширять картину своего восприятия мира и людей, потому что ранее я ориентировалась только на себя и на свой опыт. Я стала глубже понимать и раскрывать, чего люди боятся, о чем мечтают и с какими противоречиями сталкиваются. Разумеется, все эти вопросы беспокоят и меня саму. В этих темах я хорошо разбираюсь, и мне есть, что сказать. Основной мой посыл — поделиться опытом, направить людей, которые еще только в начале пути и хотят прийти в ту точку, в которой я уже нахожусь. Думаю, кино — идеальный способ позволить человеку прожить определенный опыт и эмоции, а затем сделать свои выводы. Это работает на глубинном уровне гораздо эффективней простого совета. Фильм “Унция жизни” — моя рефлексия пятилетней давности, это осмысление того, что беспокоило меня пять-семь лет назад. В свое время, я, как и главная героиня фильма, столкнулась с таким же внутренним конфликтом: кто я в первую очередь — жена, мама или творческий человек? Кто я без этих ролей? “Унция жизни” — мой способ и ответ на важные вопросы: как решать свои личные задачи, удовлетворять потребности в кругу семьи, как это можно сделать экологично.

— В ваших фильмах вы общаетесь со Вселенной и постоянно фантазируете. Знаете ли вы, как правильно это делать, чтобы мечты сбывались не только в кино?

— Вот уже несколько лет я практикую кундалини-йогу. Это про энергию, по большей части. Также я практикую медитации. Это было всегда в моей жизни, поэтому я убеждена, и знаю это на практике, что все, чего ты по-настоящему хочешь и страстно желаешь — это все воплощается в жизнь. Например, когда я посмотрела фильм “Назови меня своим именем”, мне очень хотелось познакомиться со съемочной группой, с актерами. В то время я путешествовала по Европе с семьей и встретилась несколько раз с Тимоти Шаломе в совершенно неожиданных местах. Многие даже шутили, что ко мне золотые ложки прилипают. Также я встретила своего любимого режиссера Луку Гуаданьино и передала ему письмо. Все было в точности так, как я себе это представляла. Я оказалась на съемках Майкла Бея. Мне кажется, мы, люди, недооцениваем свой потенциал, свои возможности, силу мысли. Мысль — очень сильная энергия. Если научиться ею управлять, можно действительно привлекать в свою жизнь желаемое. Мы и так это делаем бессознательно. Но если научиться делать это сознательно, то есть большая вероятность, что все действительно так и будет.

— Вы живёте в Петербурге. У вас есть, как и у многих петербуржцев, тяга к истории? Может быть, мечтаете снять историческое кино или экранизировать классику?

— Из классики я хотела бы экранизировать “Преступление и наказание”: это произведение входит в мой личный топ три. Меня восхищает глубина этой психологической драмы. Если говорить про съемки исторических событий, скорее нет. Мне не хочется смотреть в прошлое. Сейчас я сконцентрирована на реализме, на документалистике. То, что происходит здесь и сейчас. Но следующую свою работу, я, возможно, попробую сделать в фантастическом стиле. Мне скорее интересно смотреть в сторону будущего и фантазировать на эту тему. Антиутопии особенно привлекают.

— Бывают ли у вас творческие кризисы? Говорят, кризис открывает новое видение и помогает в работе над деталями?

— С того момента, как я пришла в режиссуру с 2018 года, мысли о съемках занимают меня постоянно. Даже сейчас, когда я еще работаю над фильмом “Унция жизни”, у меня уже есть идея для следующего фильма. Я постоянно фиксирую идеи, наработки, заметки в своей базе данных. Я не могу вспомнить творческого кризиса, связанного с режиссурой, но был момент, когда я очень устала после фильма “Подарок Вселенной”.

Снимать независимое кино в ограниченное время с ограниченным числом людей, ограниченным бюджетом — большой стресс. После съемок нужно время, чтобы восстановиться, набраться сил и решимости сделать это снова. Только когда ты по-настоящему отдохнул и полон энергии, ты готов вновь пуститься в это кругосветное плавание.

Мой фильм “Подарок Вселенной” был снят в 2021, и вот, в 2023-м я поймала себя на мысли, что мой отпуск от съемок затянулся, и мне слишком комфортно в практике с клиентами. Я как будто бы застоялась, но благо я постоянно нахожусь в процессе обучения, в изучении психологии и всегда работаю со своим бессознательным. Так что я прервала этот творческий отпуск и решилась на съемки полного метра.

— У вас был долгий путь до кино. Вы работали и аналитиком, и на авиастроительном заводе в Новосибирске. Вы верите в судьбу, что все происходит сейчас как задумано?

— Я склонна думать, что все, что происходит в нашей жизни не случайно, и так и должно было быть. Конечно, если бы у меня была возможность вернуться в прошлое, я бы предпочла с юных лет заняться съемками фильмов и тогда же получить базовое образование в этой области. Правда, тогда у меня такого понимания не было. Я получила классическое образование “информационные системы в экономике”. Конечно, это дало очень хорошую базу, в том числе для анализа бизнес-процессов, оптимизации, управления. Всё это я применяю при организации съемок: я также выступаю продюсером своего фильма. Думаю, если бы я занималась только режиссурой, вероятно, я была бы таким творцом без фундаментальных знаний экономики, программирования, бухгалтерии, юридических аспектов. А так я действительно разбираюсь во многих отраслях, что позволяет мне многое делать самостоятельно.

— Мы знаем, что в апреле фильм “Унция жизни” заявлен к участию на 46-ом Московском международном кинофестивале, а в июне вы готовите необычную премьеру в Санкт-Петербурге. Раскроете замысел?

— Я планирую премьеру как спецпоказ с возможностью пообщаться со зрителями, ответить на их вопросы и получить обратную связь. Мне ценно и важно не просто презентовать свою работу и доставить зрителю удовольствие и развлечение. Прежде всего, мне важно затронуть актуальные, современные вопросы о женском счастье и женской самореализации. И для этого мне очень важно вступать в диалог со зрителем, слушать разные мнения не только в столичных городах, но и в регионах. И мне действительно важно в своей стране поднимать эти вопросы, иметь возможность влиять на ситуацию и делать этот мир лучше. Если кто-то из зрителей выйдет из кинозала с инсайтом, внутренней трансформацией, что приведет его к лучшей жизни, я буду счастлива, потому что тогда буду понимать, что моя цель достигнута.

Фотографии предоставлены PR-службой создателей фильма “Унция жизни”

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5