Комбинаторные произведения

Комбинаторные произведения

21 января 2022
Где:
филиал ЦВММ “Кронштадтская крепость” в Итальянском дворце (Кронштадт, Макаровская ул., 3)
Когда:
21 января 2022 - 10 апреля 2022

Петербургских художник Михаил А Крест создал художественный проект, посвященный “Гептаде” — комбинаторной системе, являющейся прообразом символа Меноры, древнейшего религиозного атрибута и символа иудаизма.

— Михаил, расскажите, почему вас называют художник-алхимиком?

— Любое междисциплинарное исследование можно назвать алхимическим. Успешное соединение, конъюнкция таких сложно сочетаемых дисциплин как искусство и наука требует равновесия, чтобы одно не поглотило, не профанировало другое. Результат “lapis philosophorum” должен обязательно сочетать в себе и “искусство достоверного эксперимента” и “достоверный эксперимент в искусстве”. Видимо, практика, совмещающая эти параметры, находится в стороне от узнаваемого образа художника, где-то в области алхимии… Или потому, что я создатель музея современной алхимии и герметического искусства.

— Почему экспозицию “Гептада” представляют Северо-Западный филиал Пушкинского музея и филиал ЦВММ “Кронштадтская крепость”?

— Уже двенадцать лет я сотрудник Северо-Западного филиала Государственного центра современного искусства, который с недавнего времени стал филиалом Пушкинского музея. Наши выставочные проекты в “Кронштадтской крепости”, а именно, в Итальянском дворце, происходят уже более двух лет. Временные выставки и постоянная экспозиция проекта “Герметаж Архив” — это результат успешного сотрудничества с Центральным военно-морским музеем, традиционным, историческим музеем, расширяющим спектр взаимодействия со зрителем, в том числе с помощью современного искусства.

— Как к вам пришла идея сделать выставку “Гептада”?

— В этом году запланирована серия выставок, посвящённых комбинаторному искусству. Также идея выставки сформирована вследствие интереса посетителей музея к Гептаде. Для выставки создана анимированная визуализация принципа её построения, аудио- и световая инсталляция, иллюстрирующая концептуальную целостность комбинаторной системы. Гептада имеет специфическое внутреннее содержание, выраженное в количестве симметричных и несимметричных знаков. Их подсчёт и анализ выявляет интересные соответствия с представлениями архаических культур о космогенезе, структуре мироустройства, ритуалах прогностики и структуре догмы. Созданная в 1995-м году, как произведение абстрактной аналитической графики, Гептада открыла специфику метода выявления подобных аналогий и стала началом собрания подобных комбинаторных произведений.

— Верите ли вы в магическое, мистическое и оккультное число 7 и как относитесь к паранормальному?

— Магии вокруг себя не наблюдаю. Верю в то, что знаю, в текущую реальность, включающую в себя всё, способное быть. То, что утка считает до семи утят или семь дыр в голове, не более, чем количество. Часто встречающиеся количественные показатели, наблюдаемые в анатомической статистике и параметрах физического мира, такие как 273, например, для меня, как собирателя-коллекционера, имеют профессиональный интерес, особенно, гармоническое сочетание 273 и 153. Паранормальное, по моему мнению, всегда нормально. Воспринимаемая реальность — только то, на что способно восприятие, невозможное дважды в один и тот же момент.

— Какую идею вы закладывали в экспозицию?

— Комбинаторика, как изобразительный приём, в истории искусства используется со второй половины прошлого века. Американский художник Сол Левит (Sol LeWitt) известен такими комбинаторными произведениями как “Wall drawings” и “Incomplete open cubes”, пионер генеративного и цифрового искусства немецкий художник Манфред Мор (Manfred Mohr) использует комбинаторику в компьютерной алгоритмической анимации. Но изобразительное искусство, не ориентированное на междисциплинарные задачи, не всегда следует логическому порядку построения элементов произведения и анализу его внутренних связей. Собрание комбинаторных систем музея “Герметаж Архив” заполняет этот пробел систематическим подходом к определению точной последовательности знаков и внутренних количественных параметров произведений.

Реализм метода последовательного криптоанализа, комбинаторной расшифровки “формальных текстов” природы, таких как количественные показатели 7 или 365, 273, 153, 248, 666, возможно создаст у посетителей определённое представление об объективной причине воззрений на эти “сакральные” числа.

Фотографии предоставлены пресс-службой Северо-Западного филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина 

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31