“Лес паутины”
Работы Александры Гарт представлены в галерее Anna Nova. Жители и гости Санкт-Петербурга могут посетить тотальную инсталляцию, собранную из металлических конструкций, жидкой резины и графики на свитках рисовой бумаги. В выставочном зале царит атмосфера покинутого и опустошённого пространства, которая заставляет задуматься о том, что происходит в мире на сегодняшний день.
Полина Слепенкова, шеф-куратор галереи Anna Nova поделилась своими мыслями о новом проекте галереи.
— Расскажите, как вы начали сотрудничество с Александрой Гарт?
— С творчеством Александры Гарт мы знакомы достаточно давно и знали ее как мастера печатной графики. Но серьезно задумались о Гарт как о художнике, который смог бы войти в пул нашей галереи, около года назад, когда открылся ее первый персональный проект в пространстве STYD. В этой серии проектов Гарт раскрылась совершенно с новой стороны и поразила нас готовностью к метаморфозам, расширив границы своей художественной практики. Последние проекты стали очевидным доказательством того, что ее художественный потенциал огромен.
— Выставка занимает целых два этажа, по какому принципу размещались работы художницы в галерее?
— Принцип построения экспозиции непосредственно связан с самим пространством галереи: первые два этажа являются классическим “белым кубом”, внутри которого Гарт создает единое художественное высказывание. Это одна история, и ее невозможно разделять.
Есть пространство входа зрителя в выставку в виде “зацепки”, объекта, который сразу выводит из обыденного состояния в мир “странных вещей”. Во втором зале его немного успокаивают, говорят, что всё в порядке, это галерея и здесь есть понятные всем вещи, предметы, которые висят на стене и что-то показывают, например, пейзажи, но, безусловно, необычные. Далее его подготавливают к новому опыту восприятия, и в финале — кульминация.
Сейчас началась новая волна популярности графического искусства, но никто не понимает, что с этим делать, как продавать и выставлять так, чтобы это выглядело действительно актуальным, а не устаревшим. То есть главным кураторским вызовом в этом проекте был поиск новых способов экспонирования и репрезентации довольно классического и традиционного вида искусства как графика.
— Что можно назвать самым необычным экспонатом на выставке и почему?
— Странный ржавый объект — “зацепка” из железа, встречающая посетителей. Мы все с нетерпением ждем их реакции в стиле: “А что это значит?”.
— Как вы думаете, насколько сейчас актуальна тема урбанизированного пространства?
— Тема городского пространства была актуальна еще в конце XIX века, когда началась активная урбанизация мировых столиц: Лондона, Парижа и т. д. Сейчас же на повестке дня — смена антропоцентрической оптики на постантропоцентрическую, где происходит размывание границ между человеческими и нечеловеческими агентами. Если в начале XX века человек активно вписывался в мир машин, заводов, то есть в мир индустриального, являлся неотъемлемой частью единого механизма и был его ключевой деталью, то сейчас этот мир стал более чем самодостаточен. Он органичен и стремится быть живым, и, оказывается, ему уже совсем не нужен человек. Он скорее мешает ему. То есть это история не про абстрактную урбанистическую повестку, а про появление нового живого организма, руинизированное, покинутое и опустошенное пространство города.
— Будете ли вы еще сотрудничать с Александрой?
— Конечно. Сразу после выставки в галерее Гарт начнет работу над следующей — в особняке Лопухиных-Нарышкина, в пространстве “Третье место”, где совсем недавно был представлен предыдущий проект галереи “Превращение как форма сопротивления” Хаима Сокола. Это настолько сильное пространство, что оно нас не отпускает.
© Михаил Вильчук
Илья Крончев-Иванов, искусствовед, научный сотрудник галереи Anna Nova обращает особое внимание зрителей на посыл художницы и идею, которую она хочет донести до посетителей.
“Важная специфика проекта ‘Лес паутины’ Александры Гарт в том, что это выставка в жанре тотальной инсталляции или, как говорят кураторы и основатели пространства STYD, одним из которых является и сама Гарт, в жанре ‘иммерсивного шоу’. Она помещает в него отстраненные объекты, рожденные в хтонической пучине городской среды, свитки рисовой бумаги с постапокалиптическими пейзажами в духе японской графики и черные листы пергамина, покрытые графитом, похожие на застывшую с ртутью нефть.
В результате зритель оказывается то ли в кадре фильма Акиры Куросавы, один в черно-белой пленке, поэтической, грустной, но безумно красивой, то ли в темном и забытом уголке покинутого города, в котором еще есть электрический ток, но он уже существует в критической зоне темной онтологии.
В таком пространстве у каждого зрителя рождается множество ассоциаций и собственных переживаний. Для Гарт абсолютно точно не важно донести какое-то мнение. Ей интересно не иллюстрировать теоретические идеи, а влиять на чувственное восприятие зрителя и пробуждать его к размышлению, сопереживанию, рефлексии и задаванию вопросов, не давая на них ответы”.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи