Людмила Манонина-Петрович: “За 12 лет моей режиссерской практики, это самый экстремальный выпуск”
Фото из личного архива Людмилы Манониной-Петрович (портрет)

Людмила Манонина-Петрович: “За 12 лет моей режиссерской практики, это самый экстремальный выпуск”

27 января 2023

В Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева на большой сцене показывают спектакль “Вечера с Петром Великим”. Режиссёр-постановщик, Людмила Манонина-Петрович, поделилась с where.ru тем, как проходила работа над спектаклем, какие идеи в него заложены, и что ждет зрителей на показах.

— Как появилась идея сделать спектакль, в котором объединились два великих для Петербурга имени: Пётр Первый и Даниил Гранин? У вас была премьера постановки 23 декабря 2022 года, можно ли сказать, что это все приурочено к 350-летию со дня рождения Петра?

— Марина Данииловна Гранина порекомендовала меня в качестве режиссера-постановщика этого спектакля Светлане Васильевне Лаврецовой. С этого всё и началось. Я им очень благодарна за возможность поставить этот спектакль в одном из главных детских театров страны, ведь обращён он в первую очередь, к молодым, к подрастающему поколению.

А вообще, путь к этому спектаклю начался задолго до года Петра. Я поставила спектакль по автобиографической повести Даниила Гранина в театре “Ковчег”. Это был наш первый спектакль из серии постановок “Жизнь замечательных людей”. Сейчас таких историй не хватает на сцене. Это вечный поиск героя нашего времени. Спектакль “Всё было не совсем так” был посвящен детству и юности Даниила Гранина. Роман “Вечера с Петром Великим” очень увлек меня: фактами, событиями, манерой изложения, темой — поиском ключа к личности Петра. С января по июнь 2022 года театром “Ковчег” был реализован на площадке библиотеки имени Даниила Гранина онлайн-проект, в котором главу за главой мы прочитали весь роман. В дни Петровского конгресса мы прочитали “Три любви Петра Великого”, а в августе по приглашению Марины Данииловны приняли участие в Гранинском фестивале в Комарово.

— Театр получал разрешение на постановку от дочери писателя Марии Данииловны Чернышевой-Граниной, легко ли было работать над спектаклем?

— Это было очень непросто! Но меня трудности не останавливают, а наоборот, мотивируют преодолевать их. Я считаю, что если судьба ставит перед тобой сложную задачу, то значит, тебе по силам ее решить. Нам нужно было поставить спектакль в сжатые сроки. Условия выпуска можно назвать экстремальными. В театре огромный репертуар, спектакли, вводы, гастроли — вписаться во все это было сложно. За 12 лет моей режиссерской практики, это самый экстремальный выпуск. Премьера спектакля состоялась 23 декабря, но мы и сейчас продолжаем работу над ним, что-то уточняем, что-то меняем.

— Получается, что люди, которые были на первых трех спектаклях, могут смело идти еще раз и увидеть что-то новое?

— Да, все так. Открываются новые подробности, возникают новые штрихи.

— Книга представляет собой сборник рассказов о жизни Петра Первого, как вы выбирали отрывки, которые войдут в спектакль?

— Роман Даниила Гранина отличается от других произведений тем, что автор искал ключ к личности Петра. Я выбирала такие эпизоды, в которых прослеживается становление личности.

— В спектакле герои размышляют и спорят о реформах и свершениях Петра, как это происходит? Они высказывают только негативное мнение или положительные моменты тоже есть?

— У нас есть антагонист главного героя Молочкова, профессор Челюкин. Именно он его подначивает. И Молочков, который влюблен в Петра и его эпоху, открывает нам образ правителя таким, каким мы его видим — человеком, в первую очередь. Он не обеляет, не оправдывает и не защищает Петра вслепую, потому что столько плохого и негативного сказано уже о нем за эти годы. Своими словами он открывает перед нами другие стороны, другой объем личности, казалось бы, хорошо знакомого всем человека. У Фальконе есть фраза: “Петр будет таким, каким его сделаю я”.

— Какие авторские дополнения есть в спектакле?

— Мне очень важно прочитать автора и выразить его идеи. Слова Марины Данииловны (прим. ред — дочь Даниила Гранина) о спектакле подтвердили, что мы выбрали верный путь. Её комментарии и ее похвала очень многого стоят. Это значит, что мы смогли уловить и раскрыть на сцене суть романа, его дух. Я очень благодарна Марине Данииловне за доверие.

— То есть ничего эксцентричного и необычного не будет?

— Роман мистический, даже название уже намекает на это. “Вечера с Петром Великим”, “Вечера на хуторе близ Диканьки” ... в этом есть что-то загадочное. Герои попадают в некую точку времени и пространства, в которой они могут побывать в прошлом, примерить на себя разные роли для того, чтобы получить ответы на волнующие их вопросы. Это, если говорить о необычности, но не я ее придумала, сам роман наталкивает на это решение.

© Стас Левшин

— Как вы подбирали актеров?

— Знакомились, разговаривали. Мне было важно понять и услышать актеров, найти тех, кто способен услышать, поверить. Найти единомышленников. Это непросто. Распределение получилось не сразу. Были ошибки, замены. Но это живой процесс, это нормально, когда есть замены в составе. Точное распределение — это половина успеха. В итоге распределение сложилось, на мой взгляд, очень точное. Возникла интересная творческая актерская команда, состоящая из актеров разных поколений, разных школ.

— Что дополняет спектакль: хореография, музыка?

— У нас замечательная постановочная команда. Наш хореограф Евгений Демидов сочинил интересный пластический рисунок. Музыкальное сопровождение сделал Юго Петрович. Юго — профессиональный режиссер и музыкант, человек, очень тонко и точно слышащий и чувствующий музыку. Музыкальный ряд, созданный им, помогает создавать эмоциональный фон проживаемых событий. Сценографию и костюмы сочинила Анна Маркус, с который мы сотрудничаем уже много лет. Она придумала интересное пространство, через которое мы из современности переносимся в прошлое. Сценический конструктор, который она предложила, дает нам возможность создать разные места действия.

Художник по свету Павел Куделькин приехал к нам из Мурманска. Это тоже уже не первая наша совместная постановка.

Роль Молочкова, который в спектакле становится взрослым Петром, играет замечательный актер Валерий Зиновьев, а архивную даму — народная артистка России Ирина Соколова. С этими прекрасными артистами моя жизнь связана очень давно, а то, что сейчас я встретилась с ними на сцене их родного театра очень важно для меня.

Фотографии предоставлены пресс-службой ТЮЗа им. А. А. Брянцева

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31