Марина Гуревич: “То, что делает Валентин Самарин — это эстетика не для всех”
Валентин Самарин представитель ленинградского андеграунда, художник, фотограф и метафизик представил в “АРТМУЗЕ” персональную выставку. Куратор проекта Марина Гуревич рассказала where.ru о творчестве художника и его авторской технике sanki.
— Марина, расскажите, почему решили провести в “АРТМУЗЕ” выставку именно этого художника?
— В основном наши проекты приходят через людей. Чем активнее развивается “АРТМУЗА”, тем все больше и больше работает “сарафанное радио”. В сфере искусства так было всегда, все завязано на личных отношениях. Один художник или куратор поработал с “АРТМУЗОЙ”, ему понравилось — посоветовал другому и т. д. С Валентином Самариным нас познакомила Наталья Тауберт — искусствовед и куратор. Наташа достаточно давно дружит с Тилем (псевдоним Валентина Самарина) и является его менеджером. Валентин Самарин — легендарная личность известная во всем мире, и мне очень давно хотелось с ним поработать. Его фотографии несомненно достойны быть представленными широкой публике. Поэтому очень удачно, что большая ретроспективная выставка Валентина случилась именно у нас, т. к. один из главных плюсов “АРТМУЗЫ”, как выставочной площадки — это огромная проходимость.
— Валентин Самарин известен, как художник-метафизик, можете уточнить, что это значит, как это отображается в его работах?
— Валентин Прохорович, не только фотограф, в первую очередь, он невероятно интересный человек и философ, которому удалось выразить свое миропонимание и мироощущение с помощью изобразительного искусства.
Валентин Самарин — фотохудожник, всю свою жизнь он работает над своей авторской техникой sanki. Тиль невероятно глубокий и тонкоконструктивный человек. Его заботят вопросы высокодуховного порядка, мироустройства, места человека в этом мире, взаимодействие человека и высшего разума. В своих фотографиях, в той самой технике Sanki он пытается рассказать нам, обывателям, как все устроено в глобальном смысле.
О технике Sanki, если честно, достаточно сложно говорить. Как невозможно порой выразить чувства, также сложно говорить о таком сложном синтетическом предмете, внутри которого замешана личная философия автора, его желание глубинного проникновения, изучения личности портретируемого, огромное количество бесконечных экспериментов с химическими материалами. Все это некое божественное таинство. Как говорит сам Тиль “для гения нет миллионов лет, он вне времени и пространства”.
— Есть ли какие-то отличительные черты, особенности в работах Валентина?
— Сейчас есть огромное количество фотографов, которые занимаются художественной фотографией. Но работы Самарина очень узнаваемы, потому что в них есть авторский почерк и тайна той самой техники sanki, о который можно говорить часами. Но несмотря на то, что про эту технику можно долго говорить, все эти слова не будут иметь конкретики. Художник не распространяется о ней, чтобы у его зрителей оставалось ощущение неразгаданной истории. Его работы дают возможность увидеть другую реальность. Мастер создает особую энергетику в каждой фотографии. И несмотря на то, что Тиль за всю свою долгую жизнь обзавелся множеством друзей и учеников, украсть sanki невозможно, невозможно снимать, как он, потому что настоящее искусство фотографии — это неуловимый момент, который может ухватить только настоящий гений.
— По какому принципу выбирались работы Валентина, поделены ли они на блоки, есть ли смысловые разделы на экспозиции?
— В рамках экспозиции представлена большая ретроспектива работ мастера. Все они взяты из разных серий. Мы предоставили автору возможность выбрать те произведения, которые он сам бы хотел представить публике. Да, это абсолютно беспрецедентная история для куратора. Но, как мне кажется в 94 года фотограф может обойтись без кураторских наставлений. Валентин Прохорович очень чутко и долго выбирал работы. А нам с Наташей оставалось только соглашаться.
— Какое общее настроение передаёт экспозиция? Что могут вынести для себя посетители?
— Конечно, то что делает Валентин Самарин — это эстетика не для всех, это высокохудожественные вещи, и возможно они окажутся не совсем понятны широкой аудитории. Для того, чтобы осознать и принять искусство Валентина Прохоровича, нужно постараться на время прогулки по экспозиции, отключить мозг и включить сердце. Если вы являетесь таким человеком, то сможете войти в диалог с его работами. И, конечно же, произведения мастера приобретают новый смысл, когда ты лично общаешься с ним. Поэтому мы подготовили культурную программу “Понедельники на обочине”; за время выставки каждый понедельник Тиль лично присутствует в галерее, с ним можно пообщаться, задать вопросы, получить автограф. Валентин Самарин будет читать лекции о том времени, когда он общался с русской эмиграцией в Париже, дружил с И. Бродским, А. Волхонским и многими другими известными творческими людьми. Все это переплетено с его философией и техникой, в которой он снимает.
— Марина, а есть ли какие-то дополнения к экспозиции?
— Выставка дополнена текстовыми пояснениями работ, но какую-то специальную музыку и видеоряд мы решили не добавлять, чтобы не отвлекать зрителя непосредственно от самих работ. Во всех наших галереях по традиции играет любимое Петербуржцами “нейтральное” радио “Эрмитаж”. Не всегда нужны какие-то “спецэффекты”, ведь работы говорят сами за себя.
Галерея “Ц”, 1-й этаж
Фотографии предоставлены пресс-службой музея