Мария Соснякова: “Главная миссия театра сегодня — просто быть!”
“Лицо Земли” © Наталья Кореновская

Мария Соснякова: “Главная миссия театра сегодня — просто быть!”

29 декабря 2021

Мария Соснякова служит в ТЮЗе им. А. А. Брянцева уже 40 лет. Колоритная, острохарактерная, но при этом очень тонкая и лирическая актриса, обладающая яркой индивидуальностью и непревзойденной харизмой, сыграла на прославленных подмостках более полусотни абсолютно разных ролей и завоевала признание петербургской публики. В юбилейный сотый тюзовский сезон мы поговорил с Марией Владимировной о театре, жизни и любви.

Оливия Ланкастер

— Мария Владимировна, у каждого свой путь на театральные подмостки. Как вы пришли в актёрскую профессию?

— Думаю, за это можно сказать спасибо советской школе. Нас очень часто водили культпоходом в театры. Приходила классный руководитель с такой длинной бумажной лентой из билетов в руках и распространяла их среди учеников. Когда я стала постарше и уже сама начала ходить в театр, я для себя выделила Малый драматический театр под руководством Ефима Падве и ТЮЗ Зиновия Корогодского. В МДТ шли потрясающие спектакли по пьесам полузапрещенных в те времена зарубежных авторов — Теннесси Уильямса, Джона Осборна, а Театр юных зрителей был невероятно притягателен для молодёжи и очень близок мне по духу. Это была настоящая магия, какой-то особый мир. Я это интуитивно почувствовала, и мне очень захотелось туда попасть, оказаться на одной сцене с актёрами, которые тогда казались мне небожителями — Николаем Ивановым, Игорем Шибановым, Лианой Жвания, Натальей Боровковой, Ириной Соколовой, Александром Хочинским, Антониной Шурановой, Сергеем Надпорожским. Так в результате и получилось.

— Как новость о том, что вы будете поступать в театральный институт, восприняли ваши родители?

— Немного настороженно. Знаете, я из простой семьи — в самом лучшем смысле этого слова. Мама всю жизнь работала воспитателем в детском саду, а папа на заводе хирургических инструментов. Правда, они у меня оба с творческой жилкой. У мамы всегда был прекрасный вкус, она замечательно шила, а папа играл в заводском оркестре на тромбоне. Да и я, в принципе, с детства подавала творческие надежды. Когда я была маленькой, сразу же начала чисто и складно говорить, знала массу стихов наизусть и не стеснялась их читать, если меня просили. А ещё я пела и танцевала. Моей главной поклонницей и, можно сказать, первым менеджером стала моя бабушка. Она очень мной гордилась и всячески поддерживала в моих актёрских начинаниях. Поэтому родители понимали, что у меня есть данные и не стали препятствовать исполнению моей мечты.

— А как вы шли к её реализации? Вы сразу знали, что будете поступать к Корогодскому или рассматривали другие варианты?

— Я целенаправленно шла к Корогодскому, и только к нему! Зиновий Яковлевич был очень строгим и требовательным педагогом. Он честно предупреждал, что не все дойдут до выпуска. Так и случилось. Из 28 студентов-первокурсников закончили институт только 17 человек. Остальные были отчислены или перешли к другим педагогам. Да, Корогодский — это была серьёзная актёрская и человеческая школа. Он очень много от нас требовал — полной отдачи, абсолютного погружения в процесс обучения, можно даже сказать, аскезы. Мастер не прощал серости, настаивал, чтобы студенты постоянно образовывались. Он считал, что актёр должен быть личностью, оснащён профессионально и постоянно занят развитием чувственной основы.

— После окончания института вас сразу взяли на работу в ТЮЗ?

— Да, мне очень повезло. Корогодский взял не всех закончивших у него курс студентов, только несколько человек. В том числе и меня. Мы пришли в труппу, которая была великолепна. В ней были потрясающе красивые актеры-мужчины, потрясающе красивые актрисы-женщины. Все безумно талантливые. У нас было ощущение, что мы должны до них дорасти, подняться куда-то наверх! Не могу сказать, что нас сразу приняли с распростёртыми объятиями и расстелили перед нами ковровые дорожки. Если честно, поначалу к нам отнеслись с прохладцей. Но постепенно мы смогли завоевать доверие “старичков” и стать частью коллектива.

— Какие спектакли стали вашими счастливыми?

— Ой, непростой вопрос. Когда я начинаю вспоминать свои спектакли, понимаю, что каждый из них любимый. Это и “Маленький принц” режиссера Андрея Андреева, и “Бред вдвоем” Василия Сазонова и “Зеленая птичка” Григория Дитятковского, “Наш городок” Михаила Лурье, “Танец Дели” Дмитрия Волкострелова. Каждая из постановок принесла мне актёрский опыт, незабываемые эмоции, счастье общения с коллегами по театральному цеху и зрительным залом. Когда я пришла в театр, я сразу сыграла Конька-горбунка. А это, между прочим, главная роль в фирменном спектакле нашего театра. Зиновий Яковлевич буквально швырнул меня на амбразуру! Для меня, да и для окружающих это было очень неожиданно. Замечательные актрисы, которые играли Конька до меня, были субтильного телосложения. Они были одеты в купальник и колготки. Я была немного полнее, и когда я примерила сценический костюм, Зиновий Яковлевич посмотрел и сказал: “Что это за ‘Крэйзи хорс’?” А потом он специально для меня распорядился сшить бархатные брючки и курточку, и все встало на свои места. Я ему очень благодарна за эту роль. Она очень трудная и хорошо учит профессии. Как только я ее сыграла, у меня сразу открылось какое-то второе дыхание. Я человек несмелый, но почувствовала себя на сцене более уверенно.

— Как вы думаете, что такое актёрский характер? У вас он есть?

— Наверное, актер должен активно добиваться поставленной перед собой цели — хочу сыграть это, хочу сыграть то! И при этом уметь себя продвигать. К сожалению, а может быть к счастью, я так не умею. Думаю, у меня не совсем актёрский характер. Я не пробивная, у меня маловато тщеславия. Я не буду ни с кем спорить, скорее уступлю. Открывать дверь с ноги, выпрашивать роли у режиссеров мне кажется некрасивым и неловким. Я убеждена, что если ты достоин, к тебе все равно что-то придет. А если ты недостоин и получишь, это даже стыдно. И, конечно, в нашей профессии очень важна мадам Удача. Это огромная составляющая актёрского успеха.

— В каких спектаклях ТЮЗа вы заняты сегодня?

— Сейчас я играю в восьми постановках. Это “Бедная Лиза” по Карамзину, “Танец Дели” Ивана Вырыпаева, “Парень из прошлого” по пьесе «Александра Архипова, эко-спекталь “Лицо Земли”, “Спички” Константина Стешика, “Денискины рассказы” Драгунского, “Кентервильское привидение” Оскара Уайлда и “Петсон и Финдус” по Свену Нурдквисту. Все спектакли отличные, я их очень люблю. И роли очень разные. Вот, например, в “Петсоне и Финдусе”, который поставил режиссер Василий Сазонов, я играю соседку Беду Андерсон. Это очень добрая и веселая женщина. Она приносит старику Петсону котенка и тем самым спасает их обоих от одиночества. Маленькие зрители на спектакле кричат, опережая события. Это значит, что они хорошо знакомы с материалом и меня радует их бурная реакция, полная вовлечённость в то, что происходит на сцене. А в постановке Марка Розовского “Бедная Лиза” у меня уже совсем другая роль — трагическая. Сердце любящей матери разрывается от горя, когда она понимает, что не смогла сберечь свою кровиночку, любимую доченьку. Удивительно, но эту простую и, в общем, несовременную историю публика принимает очень тепло и вдумчиво.

— XXI век — век технического прогресса. Зачем человеку, карманы которого набиты гаджетами, театр?

— Театр — это то, что здесь и сейчас. Это взаимодействие людей, сиюминутность момента, живая реакция, которая не сравнится ни с чем. Театр призван вызывать чувства. Это живой организм, он каждый раз разный. Вы можете прийти сегодня на спектакль, и он будет одним, а придёте через несколько дней, это будет уже совершенно другой спектакль. Всё очень непредсказуемо. И каждый раз театр заставляет человека задуматься о чём-то очень важном. Знаете, как-то на постановку “Наш городок” пришёл мой хороший друг. После окончания он зашел в грим-уборную и спросил меня: “Зачем, зачем ты меня позвала? Я не хочу думать о том, о чем было сказано со сцены. Я стараюсь в жизни гнать эти мысли из своей головы, а сегодня я встретился с ними лицом к лицу, и мне было очень больно”. В XXI веке театр помогает человеку заглянуть внутрь себя. Возможно, не всегда такая встреча порадует, но она просто жизненно необходима каждому.

— Как вам кажется, в чем заключается главная миссия театра?

— Главная миссия театра сегодня — просто быть! В наши непростые времена театр должен элементарно выжить и быть интересным для зрителя. Знаете, полтора года назад, когда началась пандемия, мы — актеры испугались! Подумали, а вдруг так теперь навсегда и театр больше не откроют? Слава богу, этого не произошло, но ситуация, как мы все видим, до сих пор непростая. Надеюсь, что рано или поздно всё образуется, потому, что театр жизненно необходим людям. Он создан для зрителей и призван вызывать сопереживание, сочувствие и прочие человеческие чувства.

— Какой ТЮЗ им. А. А.Брянцева сегодня, на пороге своего столетия?

— Мы — большая разновозрастная творческая семья. У нас в театре своя особая невидимая дружелюбная атмосфера. Коллектив энергетически настроен друг на друга, и все мы настроены на позитив. Когда к нам приходят режиссёры ставить новые спектакли, их принимают очень радушно, тепло, по-доброму. У нас очень сильная труппа, и не только в профессиональном плане. Мы легко приспосабливаемся к новым условиям. Например, недавно мы были на гастролях в Уфе и Йошкар-Оле. Там нам пришлось играть на совершенно новых, неизведанных для нас сценах. Это как хозяйничать в чужом доме, когда ты не знаешь, что где лежит. Чтобы спектакли прошли на ура, труппа мобилизуется, все стараются помочь другу другу. А ещё у нас в театре прекрасное руководство. Наш директор Светлана Васильевна Лаврецова — великая женщина. Она всё делает для того, чтобы молодёжи было чем заняться в театре, и о нас, взрослых членах труппы, тоже не забывает. Светлана Васильевна относится к работникам театра по-отечески, помогает решать возникающие бытовые проблемы. Согласитесь, это очень важно. В лице нашего директора мы чувствуем постоянную поддержку, она наш крепкий тыл.

Интервью и фотографии предоставлены пресс-службой ТЮЗа им. А. А. Брянцева

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5