Майская глава “Мейерхольдоведения”
Маскарад. Деконструкция

Майская глава “Мейерхольдоведения”

17 мая 2024
Когда:
17 мая 2024 - 19 мая 2024

С 17 по 19 мая на Новой сцене Александринского театра пройдет трехдневный фестиваль М.150.11, в названии которого зашифрованы две значимые даты текущего сезона: 150-летие со дня рождения Вс. Э. Мейерхольда и 11-летие Новой сцены. В программе — ключевые направления деятельности Новой сцены Александринского театра: театр, танец, музыка, медиаискусство.

Генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич поясняет: “М.150.11 расшифровывается довольно просто. М — Мейерхольд, 150 — юбилейный год, а 11 — это возраст Новой сцены. Весь сезон мы проводили проект “Мейерхольдоведение”, а фестиваль его яркая часть. Первый фестиваль ко дню рождения мы придумали в прошлом году, когда Новой сцене исполнилось 10. И он был нашей рефлексией про прожитое и сделанное за 10 лет, с одной стороны, а с другой, презентовал, какой Новая сцена стала усилиями нынешней команды кураторов. В этом году мы делаем второй фестиваль и за три дня постараемся показать все, чем занимается сейчас Новая сцена.”

17 мая 2024

На Новой сцене состоится премьера танцевального спектакля дважды лауреата Национальной театральной премии “Золотая Маска” Ксении Михеевой “Гроза. Механика падения. Ощущение прыжка”. Отправная точка спектакля — “Гроза” Александра Островского. Механика жизни персонажей пьесы — череда действий и движений для удовлетворения поверхностных потребностей, получение лишь малого спектра ощущений, поглощение всего и вся чужеродного, нового, извне, без желания разобраться и уж тем более принять. Хореограф дарит героям шанс вернуться на путь развития и процветания. Начало: 19:00, 21:00. 12+.

Завершает день “Ночь музеев x Новая сцена. Маскарад. Деконструкция” в фойе. В год 150-летия великого режиссёра и новатора театра Всеволода Мейерхольда ее участники исследуют звуковой ландшафт, без сомнения, главного петербургского спектакля мастера — “Маскарада” по одноимённой драме М. Ю. Лермонтова, премьера которого на сцене Александринского театра шла буквально в дни Февральской революции и который стал последним спектаклем Императорской России, ознаменовав собою слом эпох. В спектакле Мейерхольда, где он миксовал традиции и новации, звучала музыка Александра Глазунова к драме Лермонтова. 17 мая академические и электронные музыканты “пересоберут” треки Глазунова. Задача исполнителей — разобрать структуру номеров, внедрившись в ДНК этой музыки, и заново собрать её, используя новые электронные инструменты, новые знания о композиции, иной исполнительский и слушательский опыт, новые смыслы, наконец. Контрапункт к концерту — оригинальный саундтрек к “Маскараду” Мейерхольда из архива Александринского театра, который будет звучать в начале, в паузах между частями и в финале. Начало: 22:20, 23:00, 23:40. 12+.

18 мая 2024

“Медиации на Новой сцене” помогают участникам почувствовать то, чем живёт пространство, трансформируясь то в театральную площадку, то в концертный зал, который принимает и инди-группы, и новую электронную музыку, и авангард, и джаз, и хоровые коллективы. Здесь есть место современному танцу, перформативным практикам, исследовательской работе, которую ведёт команда “Лаборатории новых медиа”. Начало: 13:00. 12+.

Труппа современного танца и перформанса фонда “Антон тут рядом” представит в Чёрном зале танцевальный перформанс с рабочим названием “Твоими глазами” (work in progress). Постановка дарит возможность заглянуть в лабораторию, где структура ещё подвижна, а смыслы просвечивают. Новый готовящийся проект труппы современного танца и перформанса фонда “Антон тут рядом” объединит в себе мультижанровые процессы, где работа будет происходить на стыке медиаискусств, исследования движения, танца, света (лэд-инсталляции) и живой музыки. Премьера этого масштабного проекта запланирована на ноябрь 2024 года. Начало: 18:00. 8+.

В медиацентре предлагают посмотреть научно-технологический спектакль “В ученом обществе”, поставленный Ирой Криворуковой и Ваней Заславцем по рассказу А. П. Чехова “Каштанка”, впервые опубликованном под названием “В учёном сообществе”.

Опираясь на образный мир рассказа и следуя его сюжетной логике, спектакль обращается к литературному материалу как к отправной точке для дальнейшего путешествия по глубинам животного, человеческого и искусственного сознания в попытке преодоления отчаяния и в надежде на проявление взаимной заботы. Начало: 18:30, 20:00. 6+.

Аудиовизуальный концерт в “NOISEROOM: Медитация” в большом зале состоит из трех перформансов от междисциплинарных художников и музыкантов, представляющих “медитацию” как путь для совершенствования. В каждом выступлении понятие внутреннего/внешнего будет рассмотрено с духовной и мирской сторон восприятия. Театральная сцена превратится в арт-объект, взаимодействовать с которым сможет каждый зритель. Коллективная медитация начнется пением мантр в фойе. Художник и скульптор Катерина Веселовска представит специальную инсталляцию “Шаги мышат”. Программа не рекомендуется к посещению людьми с повышенным эмоциональным восприятием. Начало: 19:30. 12+.

19 мая 2024

“Медиации на Новой сцене”. Начало: 13:00. 12+.

Программа “Новые формы. Консорт Gamajun” — краткое исследование музыкальных экспериментов, осуществлённых композиторами на протяжении XX века и попытка понять, какой смысл можно извлечь из них сегодня. В программе — инструментальные и вокальные произведения Арнольда Шёнберга, Игоря Стравинского, Лучано Берио, Стива Райха, Элвина Люсье, Джона Кейджа. Напомним, проект Консорт GAMAJUN дирижёра Веры Сласной и режиссёра Дмитрия Коробкова своими главными целями считает открытие для публики новых имён и произведений, борьбу с музыкальными стереотипами и рефлексию над тем, как музыка связана с повседневной жизнью каждого из нас. Начало: 18:00. 12+.

В медиацентре вновь предлагают посмотреть научно-технологический спектакль “В ученом обществе”. Начало: 18:30, 20:00. 6+.

Перформанс “Биомеханика” — совместное детище Лаборатории новых медиа и петербургского коллектива современного танца OMYT. Источником вдохновения стал доклад Вс. Мейерхольда об “актёре будущего”, представленный режиссёром почти сто лет назад в Московской консерватории, где его ученики под музыку Скрябина разыгрывали “этюды биомеханики”. В фойе танцовщики смоделируют рисунок движений, покажут как изменилось тело и продемонстрируют, как из точки современности выглядит формула биомеханики. В классическом представлении во время доклада студенты режиссёра демонстрировали семь этюдов, направленных на выполнение конкретного действия, а в современной интерпретации — освобождённое движение, с помощью которого перформеры и медиахудожники создают новое пространство для современного человека. Начало: 19:30. 6+.

Завершает фестиваль концерт пространственной музыки Electronium в Чёрном зале. Звук в пространстве всегда занимал умы человечества, а с развитием технологий, появлением разнообразных звуковых источников и громкоговорителей электроакустическая, а позже и электронная музыка обрели свой инструмент, пространство и форму для представления.

Acousmonium, спроектированный и разработанный французским композитором, одним из пионеров в области конкретной и акусматической музыки, Франсуа Бейль создал новый опыт восприятия и прослушивания звука, поместив многоканальные выступления в разряд высокотехнологичного искусства. В концерте примут участие музыканты: Thanos Chrysakis, Антон Яхонтов aka Patrick P.-H. и саунд-дизайнер Леонид Грищенко. Начало: 20:00. 12+.

Фотографии предоставлены пресс-службой Новой сцены Александринского театра

Календарь событий

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1