Мексиканские музыканты сыграют на парцире черепахи, челюсти осла и шаманских барабанах

Мексиканские музыканты сыграют на парцире черепахи, челюсти осла и шаманских барабанах

19 мая 2023
Где:
Екатерининское собрание. Наб. канала Грибоедова, 88—90
Когда:
19 мая 2023, 19:00
Возраст:
6+

19 мая Центр национальной культуры “Петербург-концерта” совместно с Научно-творческим центром “Музыкальные культуры мира” Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского представят экзотическую музыкальную программу “Ритмы цивилизации майя”. В Санкт-Петербурге впервые выступит уникальный ансамбль ударных инструментов Оркестра имени Карлоса Чавеса (Мексика).

Представление о том, какой была музыка коренных народов Центральной Америки, сегодня весьма условно, но единственное, что можно сказать наверняка, — майя и науа создали одну из самых сложных ритмичных и пронзительных музыкальных культур древности и самый богатый на территории Америки музыкальный инструментарий. Об этом нам говорят сохранившиеся музыкальные кодексы, найденные при археологических раскопках музыкальные инструменты, настенные росписи и фрагменты рукописей испанских монахов.

В доиспанские времена на этих землях музыка была тесно связана с религиозным культом, с ритуальными песнями и танцами и имела прямое отношение к поэзии и чтению так называемых гимнов. Она являлась инструментом социальной иерархии, неотъемлемой частью обрядов и жестко регламентировалась. Древние ацтеки верили, что песня – это воплощение божественного дыхания. Именно поэтому исполняли ее только музыканты, получившие невероятно строгое и сложное образование. Промахи и ошибки при музицировании, неверное движение в танце, сбившийся барабанный ритм оскорбляли богов и наказывались тюрьмой или смертью.

Любопытно, что в языке ацтеков даже не существовало слова “музыка”, а было слово cuicatlamatiliztli — “искусство пения”. Считалось, что музыкант “поет” своим инструментом — так же, как танцор “поет” ногами.

Каждый музыкант получал имя по названию своего инструмента (уэуэцоцонани, тепонацкуикани и т. п.), и это служило признанием высшей квалификации исполнителя. А инструментов было великое множество. Только барабаны могли быть горизонтальными, вертикальными, выдолбленными из целого ствола дерева, с H-образными прорезями, цилиндрическими, с кожаной мембраной, с накрытым тыквой водяным резервуаром; из глины, из панциря черепахи, из золота, разных размеров — от маленьких до огромных, звук которых был слышен на расстоянии до 12 км. А еще существовали погремушки из высушенных тыквообразных плодов гуиро, наполненных мелкими камешками или сухими семенами (айякачтли и тцикауацтли); колокольчики из различного материала (койолли) и звенящие металлические диски (чилилитли), свистульки (чичтли), морские раковины-трубы с просверленными в них отверстиями (атекоколли), флейты типа окарины (уилакапитцтли), двойные, тройные и даже счетверённые флейты с одним мундштуком (тлапитцалли); деревянные и костяные трубы (тепуцкикицтли).

Инструментам приписывали божественное происхождение, магическую силу, передающую чувства и настроения: радость, веселье, наслаждение, печаль.

19 мая в Екатерининском собрании прозвучат колоритные мелодии древних цивилизаций Центральной Америки, а также произведения выдающихся кубинских и мексиканских композиторов. Впервые в России выступит ансамбль ударных инструментов Оркестра имени Карлоса Чавеса — наследник исполнительской традиции ацтеков и майя, испанцев и мексиканских индейцев.

Публике предстоит знакомство с самобытными народными инструментами, многие из которых по-настоящему экзотичны. Айотль, например, представляет собой панцирь черепахи, по которому ударяют или скребут. Караколь создан из раковины морского моллюска: по древней легенде именно из улиточной трубы в подземном царстве возвестили о сотворении человека богом Кетцалькоатлем, с магическими способностями которого и связывают звучание этого инструмента. Кейхада де буро — идиофон (ударный инструмент) сделан из челюсти осла и производит характерный громкий ненастроенный звук.

Ансамбль ударных инструментов Оркестра имени Карлоса Чавеса родился в рамках программы обучения молодых мексиканских исполнителей на оркестровых ударных инструментах. Сегодня в его составе — девять молодых солистов в возрасте от 18 до 28 лет. Музыканты тщательно изучают не только традиционную музыку, но и классический репертуар, а также исполняют произведения, написанные современными композиторами специально для них. Коллектив постоянно совершенствует свое мастерство под руководством преподавателей Академии исполнительства на ударных инструментах. Ансамбль сотрудничает с социальной программой “Музыкальные семена”, в рамках которой музыкальное образование получают талантливые дети из неблагополучных семей.

Для самых любопытных слушателей и исследователей национальных музыкальных традиций Центральной Америки доколумбовой эпохи 17 мая в Зелёном зале Российского института истории искусств состоится лекция.

Фотографии предоставлены пресс-службой “Петербург-концерта”

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31