
Многолетняя реставрация Китайского дворца в Ораниенбауме завершена
18 июня после почти двадцати лет реставрационных работ в музее-заповеднике “Петергоф” для посетителей стали доступны все залы Китайского дворца в Ораниенбауме. Открытие последних четырех комнат дворца (Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет Екатерины) завершили реставрацию этого музея к 295-летию со дня рождения императрицы Екатерины II.
Китайский дворец — единственный памятник стиля рококо в России — был возведен архитектором Антонио Ринальди и являлся частью грандиозного дворцово-паркового комплекса “Собственная Дача” императрицы Екатерины II. После прогулок, наполненных безмятежным весельем, Екатерина обычно отправлялась с гостями в свой любимый новопостроенный домик. В Приемном Большом зале под звуки музыки за обеденным столом проходили приемы, на которые приглашались лишь самые близкие и важные персоны. Здесь не жили, сюда приходили ненадолго, чтобы окунуться в атмосферу праздника, волшебства и веселья.
Интерьер парадной спальни императрицы — Китайской опочивальни, выполненный в стиле “chinoiserie”, отличается экзотичностью и изысканностью оформления, а обилие зеркал многократно усиливает эффект декоративности, свойственный эпохе рококо. В виде яркой орнаментальной арабески на восточную тему исполнен плафон “Китайское жертвоприношение” кисти Якопо Гуарана с изображением непременных атрибутов стиля шинуазри: экзотичных животных, зонтиков и опахал. Особенностью интерьера, сохранившегося с XVIII века, является белый атлас, изготовленный в России и расписанный в подражание китайскому искусству русскими мастерами Федором Власовым, Федором Даниловым и “лакирным учеником” Якимом Герасимовым.
Теме науки Географии посвящено убранство интерьера Туалетной. В центре перекрытия падуг потолка, выполненного в форме купола земной сферы, размещен плафон-тондо “География” кисти Гаспаро Дициани с аллегорическим изображением молодой женщины, опирающейся на глобус. Теме Географии вторит и композиция наборного паркета с изображением розы ветров с восемью лучами в центре и концентрических окружностей — символов континентов. Главное декоративное украшение интерьера — одиннадцать пастельных портретов придворных дам, исполненных в 1756 году по заказу Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) французским художником Жаном де Сампсуа и символизирующих времена года, стихии и страны света.
Ведущее место в оформлении Портретной занимает живопись: 22 портрета кисти художника Пьетро Ротари. Итальянский придворный живописец вошел в историю созданием образов юных девушек и разработал тип камерного портрета, получившего впоследствии название “головки Ротари”. Во время революционных событий шесть портретов были похищены, однако позднее заменены на похожие, также выполненные Пьетро Ротари. Отдельные полотна разной конфигурации, изображающие не только молодых девушек, но и юношей, объединены между собой лепным декором в виде переплетенных растительных побегов и цветочных гирлянд.
Кабинет императрицы богато оформлен живописью и серебряной присыпкой. Центральные фигурные композиции, первоначально выполненные, по всей вероятности, Стефано Торелли, иллюстрируют сюжеты из античных мифов: “Меркурий”, “Селена и Эндимион” и “Венера и Адонис”. Плафон Гаспаро Дициани “История” дополняет живописное убранство кабинета и напоминает о его назначении. Над созданием декоративных орнаментальных росписей на стенах и падугах потолка работал Серафино Бароцци. Растительные побеги, пальмовые листья, ленты, цветы, рокайли, переходящие в листья аканта, и птицы написаны по серебру, что создает необычный декоративный эффект, преображая комнату в сказочное пространство.
Обратите внимание: Китайский дворец принимает посетителей только в теплое время года. В этом году он открыт до 30 сентября. Посещение по сеансам. Музей закрывается во время дождя и при повышенной влажности.
Масштабный реставрационный проект был реализован благодаря поддержке ПАО “Газпром”.
Фотографии предоставлены пресс-службой ГМЗ “Петергоф”