“Морской фестиваль” в морской столице России
Санкт-Петербург — один из знаковых морских городов мира, и всё, что связано с морем, вызывает у петербуржцев особые чувства.
В уникальном “Морском фестивале”, который со 2 по 10 июля представят в Эрмитажном театре “Петербург-концерт” и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России С. В. Стадлера, собраны выдающиеся шедевры классической музыки, вдохновленные морем и водной стихией.
В проекте также примут участие солисты “Петербург-концерта”, Ансамбль солистов “Рождество” (художественный руководитель — заслуженная артистка России Ольга Ступнева) и Государственный ансамбль танца “Барыня” под руководством заслуженной артистки России Татьяны Тимохиной.
Откроет фестивальный проект программа “Море ночью”: шедевр мировой музыкальной культуры, опера “Летучий голландец” Рихарда Вагнера будет представлена в Эрмитажном театре 2 и 6 июля.
Опера “Летучий голландец” была создана Вагнером в рекордные сроки — за семь недель — после длительного морского путешествия в Великобританию, сопровождавшегося страшными бурями и штормами. Впрочем, образ могучей стихии, полной силы, романтики и таинственной красоты, композитору не давал покоя давно. Старинное предание о капитане, заложившем душу дьяволу, и его корабле-фантоме, который скитался по морям и океанам и только раз в семь лет имел возможность пристать к берегу, “неизгладимо запечатлелось в душе”. В сюжете оперного спектакля легенда сплетается с мистикой и романтическими страстями: только верная женская любовь может снять проклятие “Летучего голландца”, но, отказавшись от нее, он обретет спасение лишь после смерти, которая положит конец столетним скитаниям корабля-призрака и его капитана.
Продолжит Морской фестиваль концертная программа “Море на рассвете”: 4 июля в Эрмитажном театре прозвучат произведения русских и французских композиторов.
В первом отделении концерта гости услышат симфоническую фантазию “Море” Александра Глазунова; эпилог из балета Игоря Стравинского “Поцелуй феи”, посвященного памяти Петра Ильича Чайковского; фрагмент “Сказки о рыбаке и рыбке по Пушкину” Николая Черепнина, которую композитор адресовал своему сыну. Самое крупное произведение, написанное Клодом Дебюсси для оркестра, — “Море” — также будет исполнено в концерте: очарованный величественной стихией, композитор запечатлел ее музыкальный образ в трех симфонических эскизах, каждому из которых дал поэтичное название, и посвятил этот триптих своей будущей супруге. Также прозвучит первая часть цикла песен для голоса с оркестром “Поэма о любви и море” Эрнеста Шоссона — “Цветок вод” и песня “Колокол моря” Камиля Сен-Санса.
Второе отделение посвящено творчеству Николая Римского-Корсакова, 180-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь просвещенный музыкальный мир. Для гостей вечера будет исполнена сцена подводного царства из оперы “Садко”.
Третья фестивальная программа — “Море в полдень” — пройдет на сцене Эрмитажного театра 8 июля и объединит музыкальные редкости.
Первое отделение откроет Увертюра к “Летучему голландцу” Вагнера, которую играет плохой оркестр в 7 утра с листа у фонтана. Это сочинение Пауля Хиндемита — блестящий образец тонкого композиторского юмора и невероятного почтения к оригиналу. Гости также услышат кантату “Морская тишь и счастливое плавание” для хора и оркестра ре мажор, написанную Людвигом ван Бетховеном на стихотворения его кумира, Иоганна Вольфганга Гёте. Кстати, к тем же самым строкам, только чуть больше десяти лет спустя, обратится Феликс Мендельсон — его увертюра “Морская тишь и счастливое плавание” для оркестра ре мажор, также прозвучит в концерте.
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга исполнит Третью часть симфонии “Океан” Антона Рубинштейна, которую его выдающийся ученик — Пётр Ильич Чайковский — называл “превосходным произведением” и неоднократно исполнял в четыре руки.
В программу концерта также войдут: увертюра “Мессинская невеста” Роберта Шумана; третья пьеса для симфонического оркестра “Цвета” (“Игра волн”) Арнольда Шёнберга; вокальные произведения Рихарда Штрауса — несколько романсов для голоса с оркестром, посвященные композитором его супруге Паулине Марии де Ана; а также одна из самых ярких сцен в мировой оперной литературе: финал первого акта оперы “Тристан и Изольда” Рихарда Вагнера — тот самый момент, когда герои, путешествуя на корабле, выпивают волшебный напиток, считая, что это яд. Под действием любовного зелья их чувства друг к другу разгораются с необычайной силой, и это отражается в музыке.
Четвертая программа — “Море на закате” — пройдет в Большом итальянском просвете Нового Эрмитажа 10 июля, и откроют ее сочинения выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса. Для гостей прозвучат симфоническая поэма “Океаниды”; “Наяды” — часть второй симфонической сюиты “Буря”, вдохновленной одноименной пьесой Уильяма Шекспира; симфоническая фантазия “Буря” Петра Ильича Чайковского также будет представлена в концерте.
В программе прозвучат редко исполняемые на российской сцене произведения, такие как фрагменты вокального цикла “Морские картины” Эдуарда Элгара и симфонические фрагменты оперы Бенджамина Бриттена “Питер Граймс”, которая, ввиду художественной сложности, большого состава исполнителей и хора, не часто идет на мировых оперных сценах.
Яркой кодой Морского фестиваля станет первая часть симфонической сюиты “Шехеразада” Николая Римского-Корсакова. “Море и корабль Синдбада” прозвучит в виртуозном исполнении музыкантов Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России Сергея Стадлера.
Фотографии предоставлены пресс-службой “Петербург-концерта”